Менеджер и лидер — не одно и то же

В чем разница между менеджментом и лидерством, объяснил профессор Сергей Теплов из "МИМ-Киев"

Последние несколько месяцев я  работал над проектом реинжиниринга одной организации. После этапа диагностики мы приступили к созданию новой модели бизнеса. К разработке этой модели мы привлекли менеджмент, ведь очень важно сделать их участниками процесса изменений. Это самая трудная задача. В головах у менеджмента необходимо создать новую «картину мира» для компании, где они работали много лет.

Люди, которые долго работают в рамках одной модели, часто не задают себе вопрос о том, почему у них в организации все делается так или иначе. Многие моменты деятельности кажутся очевидными, — думают многие. Все предлагаемые менеджментом изменения обычно касаются мелких улучшений уже существующих процессов. Это понятно и естественно — такова их привычная «картина мира», в рамках которой они исполняют задания очень хорошо и слаженно. Вот только окружающий мир меняется, картина устаревает.

Именно в такие моменты можно понять разницу между менеджментом и лидерством. Менеджмент — это умение эффективно управлять в рамках существующей системы. Лидерство — умение создать новую картину бизнеса, описать ее на понятном сотрудникам языке, сделать их сторонниками, сформировать команду единомышленников и повести их за собой. 

Мне приходилось встречать ярко выраженных лидеров, которые создавали команды и занимались менеджерской деятельностью для реализации своих идей. И менеджеров (то есть людей, отвечающих за управление процессами), которые все время «рвались на оперативный простор». Однако  обычно в личности доминируют либо лидерские, либо менеджерские качества.

Джек Уэлш

работал в General Electric Company (GE) с 1960 по 2000 год. В 1981 году, когда Уэлш был назначен исполнительным директором GE, величина капитализации фирмы составляла $13 млрд. К моменту своего выхода на пенсию в 2000 году Уэлш превратил GE в самую крупную компанию в мире с рыночной стоимостью $500 млрд.

Уэлш пришел в компанию, которая находилась на кривой развития (см. «ДЕЛО» от 16.06.10) в фазе Аристократии, в начале Бюрократизации. Он превратил устаревшую, дряхлеющую корпорацию в компанию, вызывающую в мире восхищение. Сам Джек Уэлш, по мнению многих экспертов, является одним из наиболее выдающихся бизнес-лидеров ХХ века. В 2000-м, символизирующем смену тысячелетий, журнал Time избрал Джека Уэлша человеком года.

Стратегические задачи топ-менеджеров по Джеку Уэлшу

1. Признай важность лидерства для успеха твоего бизнеса

2. Организуй процесс развития лидерских талантов на фирме

3. Определи, какими качествами должен обладать лидер

4. Интегрируй принципы лидерства и методы менеджмента с целью повышения качества корпоративного управления

Качества лидера 

1. Обладание видением

2. Ориентация на качество и клиента

3. Целостность характера

4. Ответственность за дело

5. Умение общаться с людьми и влиять на них

6. Сотрудничество и стирание границ

7. Эффективность создания команд и передача полномочий сотрудникам

8. Знания, опыт и интеллект

9. Инициатива и быстрота действий

10. Глобальное мышление

Сергей Теплов, доктор физико-математических наук, профессор кафедры менеджмента и экономики «МИМ-Киев»