Проклятье Золушки

Крестные феи демократии со стеклянными реформами по размеру — приятная утопия, очень далекая от реальности. В упорстве лучше равняться на злых королев со всей их страстью к достижению цели
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Встречается много людей, потенциальных Золушек с королевскими планами. Они с уверенностью говорят, что однажды создадут значительное и станут "женой принца", "властителем мира", "директором международной компании". Послушайте и забудьте. Они не создадут ничего. Как минимум в ближайшей перспективе. Не потому, что слишком много болтают. Но потому, что никто еще не научился бегать сидя.

Часто говорят подобное: "Намерен написать роман. Нет, с повести не начну, это слишком мелко. Сразу роман. Обязательно такой, чтобы — большая литература. Иначе бессмысленно даже пытаться, пустая трата времени. А пока буду делать то, что делаю. Вот придет великая мысль, тогда и займусь". Его коллега тем временем пишет одну книгу за другой. Первая оказывается плохонькой, он только пробует и, конечно, многого не может еще, не знает и не понимает. С окончанием первой плохонькой книги малого объема с блеклыми героями, неидеальной речью и разорванным, местами дырявым сюжетом, он начинает понимать, где ошибся и как сделать лучше. Следующая книга выходит серьезней и качественней. Я не знаю, сколько книг ему понадобится написать, чтобы сделать действительно достойную работу. Но он пытается. А тот, который "только сразу и только большую литературу", не напишет никогда. Ни маленькую, ни большую. У него масштабное мышление, он стратег, а не тактик, он верит в великую идею, фею-крестную и сказочный момент, который внезапно превращает замарашку в волшебную принцессу. Возможно, тот, пытающийся писатель, никогда не станет писателем в красивом, большом смысле слова. Ожидающий великой идеи не станет им наверняка.

Таково проклятие Золушки. "Золушка" — очень вредная сказка. Она учит вот такому: достаточно ежедневно делать все, что делаешь обычно, терпеть и ждать, а потом придет фея, подбросит платье, тыкво-карету, пару стеклянных туфель и несколько часов для охмурения принца (уже готового, между прочим, к такому повороту событий). Более того, когда срок годности волшебства закончится, сказка опять-таки предписывает вернуться к обычным занятиям и ждать гонцов с туфлей. Ну, может быть, ноги вовремя вымыть на всякий случай.

А что тем временем делают в сказках отрицательные героини — ведьмы, злые королевы и прочие исчадия творческого ада? Кто-нибудь хоть раз замечал, чтобы злая королева, задавшись целью получить власть над миром и приятный бонус в виде драгоценной короны, села у окна в ожидании дьявольской феи? Кто-нибудь читал о том, что ведьма, стратегически задумав кого-то извести, отправилась в свой адский сад кормить ручных гиен и ждать у Мордора погоды? Пусть они мыслят масштабно, эти злые граждане и гражданки, но у них есть стратегия, есть тактика и операционные цели. Они не ждут — они действуют. Если не выходит, они анализируют и действуют снова, пока не получится. Заметьте, часто идеальные планы их расстраиваются благодаря "волшебному внезапному вмешательству", а не тому, что добрая героиня честно разработала ответный план, вступила в бой и выиграла. Такие классические сказки учат плохому. А конкретнее, они вдалбливают в голову, что добро "внезапно" победит зло, причем добру не обязательно мыслить стратегически и готовиться, не обязательно работать над собой и своими недостатками, ему достаточно просто существовать. В то же время зло — разумно, изобретательно, активно и действенно, и проигрывает только потому, что так задумано сказкой.

Но ведь в реальности побеждает то, что умеет победить. И совсем не то, что сидит в золе и ждет фею со стеклянными туфлями в кармане. Сказочное зло мыслит масштабно, вместе с тем оно делает маленькие шаги, призванные приблизить стратегическое желаемое. Сказочное добро тоже мыслит масштабно. Кроме этого оно больше ничего не делает.

Так в жизни и получается. Ты можешь быть тысячу раз Золушкой, творением сказочного добра, великим писателем в душе, талантливым журналистом в идеях, но так и сидеть в золе, грести мусор, подавать на стол и не делать ничего нового. Ничего. Только лелеять мысль, что добро обязательно победит, злая мачеха обломает ногти, и благодаря крестной фее Золушка сразу превратится в великого писателя-журналиста-певца-директора-королевну. Даже о фее можешь не думать, просто размышлять, что "вот ты Золушка — бац — Королевна". Но в промежутке "бац", отданном в сказках на откуп дьявольским планам злых героинь и их умению простраивать путь к достижению цели, у Золушки нет ничего. Поскольку жизнь — она вряд ли напоминает классическую сказку, "бац" становится последним звеном этой цепи.

Печальней всего то, что проклятье Золушки висит и на наших государственных деятелях. Плохое, бедное, отсталое коррупционное государство — бац — европейская страна без коррупции, с развитыми демократическими идеалами и соответствующими стандартами жизни. В промежутке "бац" предполагались бы реформы. Постепенно, шаг за шагом, понемногу. Как плохонькие книжки, как неудавшиеся планы не особо добрых королев, как первые детские шаги с падением личиком в асфальт, как рухнувшие из гнезда птенцы. И если сесть в золе, ждать фею с туфлями, или взяться "за все сразу", а потому не взяться ни за что — результат окажется одинаковым. На промежутке "бац" все закончится. Хочешь власть над миром и приятный бонус в виде драгоценной короны — будь добр, придумай, как медленно, аккуратно, шаг за шагом ее получить. Шаг за шагом. Мелкий шаг за мелким шагом. Или: Бац!... И Золушка останется Золушкой навсегда. Потому что крестные феи демократии со стеклянными реформами по размеру — приятная утопия, очень далекая от реальности. В упорстве лучше равняться на злых королев, со всей их страстью к достижению цели. Желающий прийти — придет. А желающий сидеть в золе и ждать фею, там и состарится — без туфель, принца и хэппи энда.