Просрочка составляет 15-20% от всех кредитов, выданных коммерческими банками

Генеральный директор коллекторского агентства «Вердикт» Валерий Светлов рассказал "Делу", почему не стоит обращаться в антиколлекторские организации
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

директор коллекторского агентства «Вердикт» Валерий Светлов рассказал "Делу", почему не стоит обращаться в антиколлекторские организации

С недавнего времени на рынке появились антиколлекторские компании, которые, по сути, являются вашими оппонентами…

Это не оппоненты. Говоря простым языком, это мошенники, которые вытягивают деньги у должников. Это компании, которые строят свой бизнес теоретически на законных основаниях, а практически — на полулегальном мошенничестве.

Почему вы так считаете?

Все мы хотим верить в Деда Мороза, особенно в канун Нового года. Если человек взял кредит, потерял работу и не может платить, то во что он хочет верить? В то, что прийдет Дед Мороз и скажет: «Я — антиколлектор. Буду с вами работать. Заплатите мне за услуги 200-300 долларов и можете ничего не погашать».

Звучит заманчиво. Тем более, что антиколлекторы — люди с юридическим образованием и умеют говорить грамотно и обоснованно. Но такие «деды морозы», как показывает наш опыт, обычные мошенники.

Почему же так сразу — мошенники? И они, и вы — юристы. Только вы работаете на банк, а они — на клиента…

Разница между нами заключается в том, что если коллектор работает с клиентом и убеждает его заплатить, то человек платит банку. Коллектор получает оплату за свой труд от банка, а все деньги клиента идут на погашение либо кредита, либо процентов, либо штрафов и пени. То есть коллекторская компания решает проблему клиента. А антиколлекторская компания берет у клиента деньги за свои услуги, но при этом у него не уменьшается сумма долга.

Но вы сами говорите, что антиколлекторы — люди с юридическим образованием. Так может быть, они сумеют уменьшить долг клиента на большую сумму, чем получат от него комиссионных?

Мы опять ведем речь о Деде Морозе. Возможно, антиколлектор и найдет ошибки в каком-нибудь договоре банка с клиентом. Но вероятность того, что договор с банком будет содержать ошибки, такая же, как, допустим, вероятность найти на улице бумажник с деньгами.


Суды выигрывают банки

Как строятся отношения коллекторов с антиколлекторами?

Никак. Мы с ними не работаем. Нас банк нанимает, чтобы мы убедили клиента заплатить долг. Если человек считает, что ему не нужно платить, банк подает на него в суд. Вероятность того, что выиграет банк, практически 100%, если учитывать, что юристы банка намного профессиональнее, чем те, кто предлагает свои услуги по 200-300 долларов.

Но антиколлекторы выступают на стороне клиента. Вы не можете не пересекаться…

Нам не о чем с ними говорить — они же не заплатят за клиента. А если доходит дело до суда, то антиколлектор, как правило, предлагает клиенту помощь в судебных разбирательствах. Но за отдельные деньги.

В результате человек, кроме первоначальных комиссионных, платит антиколлектору за услуги адвоката в суде. Но если заемщик изначально не хочет отдавать кредит, он может просто не платить, а потом нанять адвоката и защищаться в суде. Думаю, это обойдется ему намного дешевле, чем псевдоуслуги антиколлектора, который, по сути, ничего и не обещает.


Безработных заемщиков стало больше

Насколько выросла проблемная задолженность банков?

По нашей информации, на данный момент просрочка составляет 15-20% от портфеля кредитов. В денежном эквиваленте это 38 миллиардов гривен, из которых 10 миллиардов появились за ноябрь-декабрь. При этом у всех коллекторских компаний Украины в управлении находится всего 2,5 миллиарда гривен долгов.

А почему банки не спешат передавать коллекторам дела?

Они передают, но очень медленно и мало. Банки — большие бюрократические машины, которым нужно время, чтобы раскрутиться. При этом проблемная задолженность растет намного быстрее, чем скорость передачи портфелей от банков коллекторам.

Может быть, банкиры ждут, что коллекторские компании начнут снижать стоимость своих услуг?

Наоборот, с начала следующего года размер комиссионных коллекторов может повыситься по сравнению с летом 2008 года на 20% (сейчас от 7 до 25%). Потому что коллекторам, чтобы собрать ту же сумму долгов, что и летом, нужно приложить в 2-3 раза больше усилий — качество плохих заемщиков поменялось, и многие не то что не хотят, просто не могут платить.

Как на данный момент выглядит «стандартный» проблемный заемщик?

Всех их можно разделить на три категории. Первая — это мошенники. Вторая — забывчивые клиенты. Это самые любимые коллекторами заемщики. Раньше их было не меньше 20%, но сейчас их доля уменьшается, зато растет число людей, которые плохо оценили свои финансовые возможности и теперь не могут погасить задолженность.

И последняя категория клиентов — это люди, которые лишились работы. Этот сегмент заемщиков стремительно увеличивается: если в августе доля таких клиентов составляла всего 5%, то на данный момент их уже 30%. С ними работать труднее всего.