Пусть скажут спасибо, что их пшеницу покупают

Николай Компанец, глава украинского представительства транснационального агротрейдера W.J.Grain, заверяет, что компании, которые экспортируют зерно, в лучшем случае зарабатывают 5 долларов на тонне

Главный вопрос: по какой цене сейчас закупаете зерновые?

В порту берем ячмень по 1050 гривен за тонну, пшеницу IV класса — по 1250 гривен, пшеницу фуражную — по 950 гривен.

Правда ли, что c начала июля, с момента старта нового сезона, цены значительно просели?

Собирается большой урожай, причем не только в Украине. Поэтому цены на зерновые действительно понизились. Сегодня рапс стоит 2650 гривен за тонну, а был по 3000 гривен. Ячмень подешевел где-то на 200 гривен, пшеница точно так же. Тенденция по снижению цены будет до конца уборочной кампании.

Но всем известно, что в мире ситуация не такая уж благоприятная. Аналитики прогнозируют дефицит зерна в глобальном масштабе и рост цен на него. Почему же сейчас наши сельхозпроизводители не могут продать свой товар по достойным ценам?

Во-первых, на начало уборочной кампании многие элеваторы были заполнены зерном прошлого урожая. Прогноз урожая — 43 миллиона тонн зерновых,  еще 11 миллионов — остаток с прошлого года. Выходит 50 миллионов тонн, которые нужно где-то хранить. А сертифицированных емкостей всего на 32 миллиона. Получается, что 10-15 миллионов тонн хранить негде. Во-вторых, валовой сбор рапса составил где-то три миллиона тонн. Это также потребовало больших мощностей по хранению. Поэтому сейчас производители зерновых стараются как можно быстрее продать то зерно, которое идет из-под комбайна. Лишь бы его не хранить у себя на токах и не везти на хлебоприемные предприятия.

На какие ценовые показатели рынок может выйти на конец уборочной?

Фуражная пшеница будет стоить где-то 600 гривен за тонну, ячмень —  за 900. Рапс со временем должен пойти на повышение. Вообще его реальная цена — не ниже 700 долларов.

Представители некоторых крупных сельхозкомпаний открыто заявляют, что на рынке имеет место картельный сговор крупных зерноторговых компаний, таких как ваша. Эти влиятельные трейдеры якобы обваливают цены. Прокомментируйте эти претензии.

Это абсурд. Первое, вся Европа сейчас убирает зерновые. Второе, предложение продовольственной пшеницы небольшое. Идет в основном фураж, ведь дожди спровоцировали очень низкое качество зерна. Покупать фуражную пшеницу также никто не спешит. Трейдер, который покупает, должен эту пшеницу продать. Если на мировом рынке он не может дорого продать, то как  дорого он может купить в Украине?

Поэтому не нужно ничего выдумывать. Если сложились условия перепроизводства зерна, то почему оно должно быть очень дорогое? Украина соберет 43 миллиона, Россия — 85 миллионов тонн. Германия и Франция также имеют высокий урожай.

Какая разница между ценами на зерновые у нас и на мировом рынке?

На международных рынках пшеница продается по 240 долларов за тонну, в Украине — 200. Цена на пшеницу III класса на Буда-пештской бирже — 228 долларов, а на французской — 315 долларов.

Смотрите, в Украине пшеница III класса стоит 1500 гривен, это 300 долларов. Неужели это мало? Себестоимость ее производства значительно ниже. Трейдеру, который продает зерно на международных рынках, необходимо уплатить портовые, торговые услуги. Все сертификаты на зерно должен проплатить трейдер, элеватору за каждую тонну хранения нужно заплатить 10-15 долларов. Доставка кораблями — 40-45 долларов. Плюс еще транспорт, который доставляет зерно на элеватор. За прошлый год стоимость инфраструктуры хранения выросла в два-три раза.

Подождите, но на украинском рынке представлены практически все крупные международные игроки — «Каргилл», «Топфер», «Гленкор», W.J., «Луи Дрейфус», «Суфле», «Бунге». Если с зерном работать так невыгодно, почему они не уйдут с рынка?

Это компании, которые покупают по рыночным ценам. И если они имеют 5 долларов навара на тонне, то они очень счастливы. Особенно большую прибыль не получишь, ведь рынок прозрачный. Этот рынок не очень-то и выгодный, но эти компании занимаются и другими видами деятельности в сельском хозяйстве — где-то убыток, где-то прибыль. В общем, выходит нормально.

Пусть скажут спасибо, что их пшеницу покупают. Ведь ее качество в этом году очень неважное, есть уже проросшая. 

Сколько же все-таки зерна вывезут из Украины в этом сезоне?

Украине на все нужды необходимо 22 миллиона тонн, еще 3-5 миллионов — переходной остаток. А все остальное ведь нужно продать. Эксперты говорят где-то о 13-14 миллионах тонн экспорта.

Как оцениваете деятельность государства на рынке зерна?

После того как Украина вступила в ВТО, мы должны забыть про такие вещи, как ограничения. Рынок должен сам регулировать все процессы.

Это понятно, но правительство возлагает надежды на Аграрный фонд или Госрезерв? Они смогут конкурировать с крупными трейдерами и стабилизировать цены?

Ну выделили Аграрному фонду миллиард гривен, но на эти деньги ведь много зерна все равно не купишь.