Режиссер Афгана и Чечни

Сын известного кинодеятеля Станислава Говорухина Сергей Говорухин, режиссер-документалист, потерявший ногу из-за ранения в Чечне, не разделяет восторгов по поводу народных фильмов своего отца.

известного кинодеятеля Станислава Говорухина Сергей Говорухин,  режиссер-документалист, потерявший ногу из-за ранения в Чечне,  не разделяет восторгов по поводу народных фильмов своего отца.

У единственного сына известного кинорежиссера Станислава Говорухина Сергея жизненным принципом с детства был слоган: «Никто, кроме нас». И хотя он рос без отца (Станистлав Говорухин развелся со своей первой женой почти сразу после рождения сына), но стал настоящим мужчиной. Даже когда был призван в армию, написал более двадцати рапортов с просьбой отправить его в Афганистан. Став писателем и кинодокументалистом, Сергей писал и снимал о новых войнах, побывав в качестве военного корреспондента на нескольких из них: в Таджикистане, Чечне, Афганистане и Югославии. Он участвовал в 30 боевых и 3 специальных операциях. Во время съемок документального фильма «Прокляты и забыты» (получившего много кинонаград, в том числе и «Нику») в Грозном в феврале 1995 года Сергей был тяжело ранен в ногу, которую пришлось ампутировать. 

Чтобы снимать именно свое кино, Сергею Говорухину пришлось организовать продюсерский центр. Свой первый игровой фильм по своей же книге он назвал «Никто, кроме нас». Его премьера состоялась в Киеве на фестивале «Кинолетопись».

От Говорухина и Михалкова не в восторге Сергей, вы всегда довольно жестко говорите о своем отце. Неужели раздражает постоянное сравнение с ним?

У нас с отцом явно разные творческие воззрения. Он снимает народное кино. Я, например, никогда не считал шедевром его «Место встречи изменить нельзя». И восторгов по поводу других его явно проходных картин не разделяю. Мне близка в картинах «ткань», когда не видно, какими нитками она прошита. Его же фильмы — не мой формат. Отец это прекрасно знает и спокойно воспринимает мое неприятие. Он сам по себе, я сам по себе.

Но вы и других известных режиссеров не жалуете. Например, довольно нелестно отзываетесь о Никите Михалкове.

То, как я говорил о фильме Михалкова «12», что это посредственная картина, могу и сейчас повторить. Что поделать, человек изменился. Его переполняют беспробудные амбиции, что, в общем-то, плохо совместимо с творчеством. Там уже пошла ненормальная степень: «Я мессия! Я снял, а вы смотрите». А может, он просто исчерпал себя. Ведь, посмотрите, он уже столько картин снял. И я действительно считаю, что это его самая плохая картина. Хотя в любом случае она довольно прилично сделана. Но это уже не тот Михалков. Хотя, безусловно, прошлых заслуг у него не отнять. 

А к каким фильмам и режиссерам у вас нет претензий?

За последние годы — это фильм Александра Велединского «Живой», после которого хочется только подольше помолчать. Можно бесконечно смотреть картины Германа, Шахназарова, Аграновича.

Тогда, наверное, и голливудские фильмы не приемлете?

Как-то в воскресенье мы сели всей семьей, что называется от мала до велика — от моей мамы до моего младшего сына, смотреть «Властелин колец», причем несколько серий по несколько часов. Представить не могу, чтобы на том же Западе кто-то вот так, с открытым ртом, смотрел нашу «Иронию судьбы-2», или «Ночной дозор». И подумалось: нам всем скромнее нужно быть. Мне кажется, что дай нашим на фильм даже сто миллионов, все равно так не получится. Изначально там давно другая масштабность, начиная с  драматургии.

Зачем уходят на войну


Ваша мама, актриса и режиссер Юнона Карева, поддерживала ваше желание продолжить дело семьи и поступление на сценарный факультет ВГИК?

Она до нервных окончаний творческий человек, и никем другим меня не видела. Тем более я рано стал писать — в 15 лет уже публиковался в местных газетах. И она поверила в мою путеводную звезду и стала моим своеобразным главным редактором и педагогом. Помню, меня мама всегда учила: «Сынок, никогда не слушай хорошее. Ты всегда слушай только негативное. Слушай, анализируй, делай выводы. Не со всем соглашайся, не иди на поводу. Проанализируй, брось в ящик стола, чтобы отлежалось, потом вернись, пересмотри и переделай». Я благодаря этим постулатам так всю жизнь и делаю.

Вы больше себя чувствуете писателем или кинорежиссером?

Конечно, я остался литератором. В том числе и в кинематографе. У меня писательский взгляд и на режиссуру. Надо, чтобы отлежалось.

Но все же успех вам принесло именно кино, а не литература. Вы разве не за этим шли на войну военным корреспондентом?

Все произошло случайно. Я ведь с детства мечтал попасть на войну. Не попал. Мешали различные обстоятельства. Потому, когда появилась возможность поехать военным корреспондентом, я не смог отказаться. Не собирался я делать и документальную картину «Прокляты и забыты», которая, собственно, и принесла мне известность. Просто, когда я начал оглядываться по сторонам в поисках режиссера, который бы сделал этот материал, почувствовав его нерв, то никого, к сожалению, не увидел. И потому решился — попробую сам. Она получилась, так как я изначально не знал законов жанра и делал интуитивно. В большинстве таких случаев, как правило, получается.

Меценатство Бориса Громова


О чем будет ваш новый фильм «Никто, кроме нас»: о войне и мире или о любви и смерти?

Мы старались делать кино, по которому все соскучились. Оно рассказывает о нормальных людях, о разных чувствах и состояниях. Есть в нем и война. Собственно, я старался передать свои ощущения: когда кто-то где-то воюет, а ты сидишь, увенчанный орденами, дважды контуженный, раненый, уже и без ноги, и лет тебе скоро пятьдесят, и вроде бы есть моральное оправдание никуда не ездить, а что-то тебя точит... и все. Собираешься — и уезжаешь. Это один из лейтмотивов моего героя в картине. Наверное, будут говорить, что она несовременная. Действительно, она снята в старом формате: без компьютерных наворотов и монтажных нарезок, что сегодня считается чуть ли не предметом искусства.

Все продюсеры говорят, что все равно деньги на фильмы даются в одном месте — в Госкино России.

Вот мне в Госкино дали на картину всего 540 тысяч долларов. Кстати, это для дебюта очень даже нормально. Но у меня бюджет фильма был запланирован в два миллиона долларов. И еще дополнительно 400 тысяч было заложено на раскрутку. В противном случае не стоит затевать. Практически мне надо было найти еще два миллиона. Все дополнительные деньги мне удавалось привлечь только благодаря собственным связям и отношениям.

И кто вам дал денег?

Третья часть бюджета фильма — помощь губернатора Московской области Бориса Громова. Думаю, он мне помог как своему собрату по оружию.

Какую прокатную судьбу вы ждете для своего «Никто, кроме нас»?

Думаю, его прокатная судьба незавидная. Планируется собрать тысяч триста. Прокатчики откровенно говорят, что 90% посетителей кинотеатров — молодежь от 16 до 20 лет, а им такой фильм неинтересен. Его телесудьба пока тоже неизвестна. Говорят, что зрителям нужен только экшен, но я убежден, что не только. Им все больше нужно нормальное, подчас спокойное кино с  человеческими историями. От всех этих кровавых экшенов уже тошнит.  

Свою новую книгу «Со мной и без меня» тоже будете экранизировать?

Пока об этом не думал. «Со мной и без меня» будет полной неожиданностью для тех, кто меня раньше читал или видел. Это иронические миниатюры. Уже не помню, почему мне захотелось поделиться ими с одним киевским журналистом. Спустя какое-то время мне позвонили из киевского издательства «Наири» и предложили дополнить и издать. Если бы не это — еще бы продолжал писать и писать.

Бизнес ради свободы


Вы раньше занимались вещами, которые вообще не имеют никакого отношения к кино. Еще существует, например, ваша ремонтно-строительная фирма?

Существует. И я в этом не одинок. Сегодня у многих творцов для поддержки штанов параллельно существует какой-то свой бизнес. Мне это всегда давало творческую независимость, так как я совершенно свободен от написания леденящих душу триллеров, съемок мыльных опер. Для этого давным-давно созданы какие-то структуры. Они не приносят каких-либо баснословных барышей, но жить на это можно. Но с другой стороны, это тоже немного угнетает, так как хочется заниматься только своим делом и на это жить.  

А что вас особенно не устраивает в сегодняшнем мире?

Я понимаю, что, к сожалению, в мире окончательно самоликвидировалась нравственная доминанта. Вот я, например, не понимаю, что побуждает людей к войнам? Та же Америка. Ведь можно качать нефть, золото, газ, договорившись мирным путем. Не надо разжигать эти войны, класть жизни и тратить безумные, немыслимые деньги. Это, в конце концов, просто нерентабельно. Я все-таки считаю, что культура формирует человека. А этого практически нет в мировом пространстве. И вся эта попсовая культура разжижает мозги и не дает работать сердечной мышце. Все мировые политики пренебрегают культурным процессом, а это, на самом деле, величайшая ошибка. 

Вы не раз были в Одессе на съемках отца. Осталось от города какое-то послевкусие?

Честно скажу, я все же не люблю этот город. Там везде отвратительно готовят. Куда не придешь — в любой ресторан, — есть невозможно. Там так шумно стало — нет места, где можно было бы посидеть и спокойно попить кофе. И меня всю жизнь поражало отношение одесситов к своему городу — грязный, неухоженный. Встанешь ранним утром, пока еще дворники не поработали, все в каких-то банках, окурках, газетах.

А Москву любите?

Нет, этот город меня сегодня безумно раздражает.Знаю, что раздражает великое множество других людей. Когда-то я так мечтал в него попасть! А нынешняя архитектура его разрушила окончательно: на каждом квадратном метре вырастает либо торговый центр, либо какой-то элитный дом, которые совершенно не вписываются даже в достаточно эклектичную московскую архитектуру. 

Где же вам хорошо?

Вот Санкт-Петербург достаточно спокойный город, с какими-то традициями. Я люблю и Киев. В нем нет такого ярко выраженного диссонанса, как в Москве. Но чувствуется, что Киев стремительно пытается ее в этом догнать. Это огромная ошибка.

Сергей Говорухин
Работал строителем, сварщиком, старателем на Крайнем Севере.
 В 1991 году открыл ремонтно-строительную фирму.
 С 1994 по 1999 год — кинодокументалист в зонах боевых действий в Таджикистане, Чечне, Афганистане и Югославии.
 В 1996 году создал организацию ветеранов-инвалидов межрегиональных конфликтов в Таджикистане и Чечне.
Член Комиссии по правам человека при президенте России.
Член Союза писателей и Союза кинематографистов. Академик Российской академии киноискусств.
Женат. Имеет двух сыновей 17 и 9 лет.

Творчество Сергея Говорухина
 Документальные фильмы:
 «Прокляты и забыты» (1997 г. )
 «Сочинение на уходящую тему» (2000 г.)
Художественный фильм:
 «Никто, кроме нас».
Сборники прозы:
 «Мутный материк» (1993 г.)
 «Никто, кроме нас…» (2004 г.)
 «Со мной и без меня» (2008 г.)


Родился в 1962 году в Харькове.
Срочную службу проходил на Дальнем Востоке.
 С 1982 года по 1988 год учился на сценарном факультете ВГИК.

6 боевых наград имеет Сергей Говорухин. Среди них — орден Мужества и медаль «За отвагу»

Режиссерские награды
За  фильм «Прокляты и забыты»:
 Гран-при на IX фестивале неигрового кино «Россия» (1999 год);
  «Ника» (1999 год);
 «Золотой кадр» киевского международного кинофестиваля «Кинолетопись» (2005 год).
За фильм «Сочинение на уходящую тему» две премии VIII международного кинофестиваля «Сталкер».