Режиссер фильма «99 Франков» Ян Кунен: "Шокирует реклама нефти в раю"

Ян Кунен, режиссер боевика «Доберман» и вестерна «Блуберри», снял остроумную сатиру о рекламном бизнесе — фильм «99 франков». До этого он сам создал около 30 рекламных роликов для таких компаний, как Peugeot, Boursin, Adidas, Goldbeer, Gordon's Gin, Smirn

Кунен, режиссер боевика «Доберман» и вестерна «Блуберри», снял остроумную сатиру о рекламном бизнесе — фильм «99 франков». До этого он сам создал около 30 рекламных роликов для таких компаний, как Peugeot, Boursin, Adidas, Goldbeer, Gordon's Gin, Smirnoff, Data General, Farleys.

Вы получили согласие автора романа «99 франков» Фредерика Бегбедера на то, что в фильме будет два финала?

Я пришел на встречу с Фредериком Бегбедером и Аленом Гольдманом и откровенно заявил им: «Меня не интересует работа исключительно над мрачным и крайне жестоким аспектом романа. Его безысходность и критика общества потребления мне по душе, но мы должны оставить зрителю надежду. Если вы хотите, чтобы все было, точь-в-точь как в книге, я не буду снимать картину». И я предложил им трюк с двумя финалами. Они согласились.

Почему вы попытались уменьшить «жестокость» некоторых сцен?

В «99 франках» Фредерик описывает жестокое убийство 75-летней старушки. Когда я читал о нем в романе, согласен, оно почти вызвало у меня улыбку. Это была очень талантливая литературная игра. Но передать ее на пленке невозможно. Что с этой сценой ни делай, она никогда не будет забавной. В «Добермане» у меня была похожая ситуация. Полицейский пытал младенца, чтобы выбить признание у трансвестита. В сценарии это выглядело занятным, а получилось не очень.

Зачем вы используете в фильме множество цитат из культовых лент?

Эта идея возникла у меня, когда я анализировал личность героя. Он отличный рекламист и поэтому смотрит на мир с «профессиональной колокольни». А реклама постоянно использует цитаты. Она заимствует успешные приемы у фотографии, живописи, кино. Заглядывает на все «носители», во все сферы культуры. Потом перемешивает чужие достижения и создает из них что-то свое.

А как вы выбирали цитаты?

Я решил цитировать фильмы, которые мне нравятся, подмигивать режиссерам, которых ценю. Принцип личного отбора был необходим, чтобы цитаты не «перегружали» картину. Так, в дебюте есть сцена, заимствованная из «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера. А любовные переживания показаны в стиле Вонга Кар-Вая и его «Любовного настроения».

А музыка напоминает о «Космической Одиссее» Стенли Кубрика?

Да. Хоть я и не его фанат. В отличие от героя!

Фредерик Бегбедер участвовал в съемках?

Он приходил на площадку три раза: в дни, когда снимался сам, и однажды ночью, когда на улицах Парижа мы снимали Майами. А больше не появлялся, что было крайне мило с его стороны. Естественно, когда у меня возникали вопросы и сомнения, я с ним советовался. Как-то он сказал, что фильму не хватает сцены знакомства героя с возлюбленной. И тут же набросал ее на обеденной салфетке. На одном дыхании. А я все снял слово в слово! Он пишет блистательные диалоги. И конечно, немного разбирается в персонажах. Но для меня Фредерик и сам словно персонаж. Остряк, кладезь афоризмов.

А чья была инициатива в том, чтобы Фредерик появился в кадре?

Он очень хотел сыграть в картине. Но я опасался его актерских качеств, поэтому сложную роль ему не дал. А предложил сыграть «отражение» героя. Ведь он в некоторой степени им и является. Я рад, что Фредерик принял мой вызов и не побоялся посмеяться над собой. Он появляется в кадре, когда герой чувствует себя очень паршиво. Собственно, при виде Фредерика его начинает тошнить. Вышло очень забавно. Конечно, в странах, где Фредерика не знают в лицо, юмор не поймут. Зато сцены отлично «работают» во Франции или, скажем, России.

В «99 франках» форма все равно временами преобладает над содержанием. Так было задумано?

Да. Ведь фильм критикует рекламные манипуляции. Мы пытаемся показать их механизм воздействия на человека. А для этого нужно зайти на рекламную территорию и «сфабриковать» рекламные кадры. Вот вам пример из фильма. Октав бредет по берегу чудесного острова. Кажется, что он находится в тропическом раю. А потом камера отъезжает и мы видим, что он просто стоит перед плакатом, размещенным на фоне мрачного промышленного пейзажа. В этом вся идея. Это то, что лично меня в рекламе шокирует: нефтеперерабатывающая компания «продает» вам райский пляж и природу, продавая себя — тяжелую и грязную промышленность, которая никак не связана с этой красотой!

Почему создатели рекламы так поступают?

Потому что прекрасно осознают изобразительные возможности кадра и хотят использовать их максимально полно. Поэтому помещают в тридцатисекундный ролик яркий образ, который расскажет целую историю и надолго «впечатает» себя в сознание человека. Это очень эффективно и рационально.

Вы завершаете «99 франков» демонстрацией первого рекламного ролика. Зачем?

Я показал этот ролик по нескольким причинам. Во-первых, рекламу сняли братья Люмьер, изобретатели кино и французы, что уже интересно. Во-вторых, она задает красивую хронологическую рамку нашему фильму и позволяет прочувствовать те значительные изменения, которые случились с рекламой за последние сто лет. «99 франков» вышел в 2007-м, а фильм братьев Люмьер в 1906-м.

И что это за изменения?

Реклама обрела сумасшедшее влияние. В «99 франках» показано, как несколько человек на камерном производственном собрании педантично решают, каким будет рекламный ролик конкретного товара, оказывая при этом влияние на сознание огромного количества людей. А потом мы видим наивнейший рекламный ролик братьев Люмьер. От него, по сути, даже веет нежностью. И я отдаю этому дань уважения.

То есть реклама сама по себе, возможно, и не такое уж большое зло?

Да. Собственно, в «99 франках» я высказываюсь не против рекламы вообще, а против определенного типа рекламы, который «использует» людей. Я считаю, что реклама — это своеобразный культурный «продукт». А некоторые рекламные ролики, возможно, пара процентов от всего мирового производства, даже намного интереснее, чем кино.

Вы не думали экранизировать новый роман Бегбедера «Идеаль», продолжение «99 франков»?

Я не люблю продолжений и всегда отказываюсь от них. Однако «Идеаль» мне интересен.

Значит, «Идеаль» — ваш следующий проект?

Нет. Провести еще два года, общаясь с Фредериком и будучи у него на коротком поводке, для меня совершенно невозможно! Если вспомнить все те ужасные испытания, что я по его милости пережил! (Смеется.)

Info. «99 франков» — мастер-класс по каЧественной рекламе

Сатирическая комедия режиссера Яна Кунена «99 франков» — одна из наиболее оригинальных французских лент 2007 года. Экранизация знаменитого романа Фредерика Бегбедера «погружает» зрителя в мир производства рекламы.
Самовлюбленный Октав (блистательный Жан Дюжарден) должен в кратчайшие сроки придумать рекламную кампанию йогурта «Мадонна». Успешное выполнение задания для крупной корпорации принесет ему повышение. Однако талантливый рекламист переживает болезненный разрыв с любимой и о карьере даже не думает. Постепенно Октав пробуждается от «гламурного» дурмана и понимает, что реклама вредит людям.
Фильм о неприглядной подноготной рекламного бизнеса никто не хотел поддержать деньгами. Во Франции кино финансируют телеканалы, а они боялись потерять выгодные рекламные контракты. В итоге съемки спонсировала государственная «Культура», на которой рекламы нет вообще. Впрочем, режиссер Ян Кунен далек от того, чтобы вслед за Бегбедером обвинять ее во всех смертных грехах. Его «99 франков» — это мастер-класс по качественной рекламе. Он играет со стилем, жанром, интонацией. Трагедию сменяет буффонада, комедию — мелодрама. Режиссер не следует литературному первоисточнику, но талантливо «перелицовывает» его.