Россияне предпочитают «Миргородскую» как средство от похмелья

Интервью. Коммерческий директор IDS Group Марко Ткачук.

– Что изменилось в бизнесе IDS после закрытия российского рынка для грузинских вод «Боржоми»?

– Мы увеличили поставки в эту страну украинских минеральных вод. На долю России приходилось 60% экспорта «Боржоми». А так как наша компания входит в холдинг GG & MW/IDS, который владеет и ТМ «Боржоми», и ТМ «Миргородская», то места в магазинах России, ранее принадлежавшие грузинским водам, сегодня частично заняли украинские минеральные воды. В этом году IDS Group планирует поставить на российский рынок около 20 миллионов литров минеральной воды из Украины.

– Замена оказалась успешной?

– «Боржоми» занимала в деньгах 13% рынка бутылированных вод наших северных соседей. Но говорить о том, что мы полностью заняли место на прилавках магазинов вод «Боржоми» нельзя. Мы несколько пересмотрели нашу стратегию по своему позиционированию на этом рынке. Так, если «Миргородская» в Украине была представлена в среднем ценовом сегменте, и люди ее пьют, как правило, чтобы утолить жажду, то в России мы сделали акцент на том, что эта минеральная вода очень полезна для здоровья и эффективно снимает похмелье. После такого шага наши продажи значительно возросли.

– Где теперь продаются те объемы воды «Боржоми», которые поставлялись в Россию?

– В основном экспорт был переориентирован в другие страны СНГ. Так, объем реализации воды в странах Балтии увеличился в 2-3 раза. Часть продукции была отправлена в страны ЕС, Ближнего Востока и США. Но наибольшие объемы продаж пришлись на украинский рынок. В прошлом месяце мы продали 4 миллиона бутылок этой воды, в то время, как в том же месяце год назад — лишь два миллиона. В общей сложности в этом году планируется продать 36 миллионов бутылок. Но в целом, поставляемые в Россию объемы продаж «Боржоми», а это 60% объемов производства, полностью компенсировать так и не удалось ни за счет Украины, ни других стран Европы.

– В какие страны Евросоюза вы поставляете украинскую минеральную воду?

– У нас налажены поставки в Германию — до 50 тысяч литров минеральной воды в месяц и Польшу — 100 тысяч литров. Также наша продукция есть в магазинах США, Канады и Израиля, но эти поставки, в основном, рассчитаны на украинцев, живущих в этих странах. В этом году планируем начать продажи в Кувейте.

– Сколько проверок приходится пройти, чтобы попасть на рынок Европы?

– Проверка, которую осуществляют наши органы контроля, несколько отличается от европейской. Если представители Европы проверяют весь технологический процесс производства, то для отечественных специалистов главным является показатель качества воды после ее выпуска. Недавно Миргородский завод минеральных вод получил международный сертификат HAСCP, который очень важен при выходе за рубеж. Также у нас есть обязательный документ, удостоверяющий качество продукции по стандарту ISO 9001.

– А как противостоите зарубежным конкурентам?

– Мы пока не стремимся к тому, чтобы остро конкурировать с лидерами на зарубежных рынках. Однако, чтобы «войти» в сеть магазинов, нужно платить «плату за внесение продукции в базу» и у нас, и за границей. Причем, в России эта плата на порядок выше, чем в Украине. Чтобы привлечь покупателей к своей продукции за границей мы пока не организовываем масштабных рекламных акций, а ограничиваемся работой в торговых точках, выкладкой, информируем потребителей о продукте в местах покупки.

– А от чего зависит сумма, которую вы платите магазинам за размещение своего товара?

– Эта цена зависит как от размера самой полки, так и от ее месторасположения. Например, размещение продукции на центральной полке на уровне глаз может стоить на 30-40% дороже для производителя, чем на той, которая находится на уровне пояса. Немаловажным является фактор популярности самого бренда. Во многих местах наш товар могут продавать без так называемых «входных». А если продукт только выходит в сеть, то эта плата значительно увеличивается.