Руководитель «Хлеба Украины»: За 40 лет государство не построило ни одного зернохранилища

Руководитель ГАК «Хлеб Украины» Иван Ришняк, рассказал «ДЕЛУ», сколько и кому задолжала его компания — крупнейший в Украине собственник элеваторов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

ГАК «Хлеб Украины» Иван Ришняк, рассказал «ДЕЛУ», сколько и кому задолжала его компания — крупнейший в Украине собственник элеваторов

Иван Николаевич, уточните, какими мощностями по хранению зерновых располагает компания на сегодняшний день.

Компания имеет возможность хранить на своих элеваторах около 5 миллионов тонн — это если на 100% заполнить все мощности. Тем не менее на данный момент «Хлеб Украины» готов принять на хранение 4,3 миллиона тонн. В прошлом году мы были вынуждены потратить значительные средства на расконсервирование части мощностей по хранению — около полумиллиона тонн. Причина понятная — богатый урожай. Имеющихся к тому времени мощностей было недостаточно.

Сколько сейчас элеваторов законсервировано?

Всего в состав компании входит 81 предприятие. В прошлом году мы восстановили работу 4 элеваторов. Не работает по разным причинам еще 11 предприятий.

Оцените состояние тех элеваторов «Хлеба Украины», которые работают.

За последние 40 лет не построено ни одного государственного предприятия по хранению зерна. Государство, к сожалению, не готово выделять средства на строительство новых мощностей. Опыт минувшего года показал, что Украина может наращивать объемы производства зерновых. Поэтому вопрос строительства новых элеваторов крайне важен.

Каковы общие мощности Украины по хранению?

Около 30 миллионов тонн единовременного хранения. Кроме государственных, собственные элеваторы имеют большие зернотрейдеры. Такие как «Топфер» (Alfred C. Toepfer International), «Каргилл» и «Нибулон». Кроме того, незначительные объемы урожая могут хранить сами сельхозпроизводители. Вообще в Украине может храниться около 50 миллионов тонн зерновых и масличных (подсолнечник, рапс) культур.

Сколько ваших предприятий сейчас находится в аренде?

На данный момент семь. Я против передачи предприятий в аренду, но это было сделано еще до меня. Арендованное помещение может контролироваться собственником не так, как у нас. Представители «Хлеба Украины», по условиям договоров аренды, не могут влиять  на эффективность использования арендованных мощностей.

На каких условиях арендуются государственные элеваторы?

Арендная плата зависит от стоимости арендованных предприятий и составляет от 7 до 200 тысяч гривен в месяц. Вообще компания ежемесячно получает от арендаторов 600-650 тысяч гривен, которые идут во взаимозачет из долговых обязательств компании.

С инвесторами сотрудничаете?

Правительство запретило государственным компаниям сдавать свои мощности в аренду или создавать на их базе совместные предприятия. К нам обращаются заинтересованные в сотрудничестве инвесторы, компании, готовые вкладывать средства в реконструкцию предприятий. Сейчас мы работаем над разработкой документов, которые дали бы нам возможность сотрудничать с частными структурами.

Во сколько обойдется хранение зерна на элеваторах  ГАК «Хлеб Украины»?

В минувшем году средняя стоимость хранения зерна составляла около 11 гривен за тонну, в новом сезоне цена почти не изменилась.

А на частных элеваторах?

Около 20 гривен. Есть элеваторы, где стоимость хранения зерна может достигать 30 гривен за тонну.

В прошлом году компания впервые показала прибыль. За счет чего?

Действительно, последние 4 года компания была убыточной. В прошлом году мы впервые получили прибыль около 18 миллионов гривен. Это при том что на стабилизацию работы компании мы потратили значительные средства. Около 20 миллионов гривен пошло на расконсервирование части предприятий, еще около 30 миллионов — на покрытие задолженности по заработной плате. Если бы не эти затраты, мы могли бы получить прибыль на уровне 60 миллионов гривен.

Тем не менее I квартал 2009 года компания закончила с убытком в 4,5 миллиона гривен.

Компания сработала даже в плюс. Причина убытка в том, что с нас списали 2,1 миллиона гривен задолженности предприятий, которые уже ликвидированы. Еще 2,6 миллиона гривен составляли штрафные санкции налоговой администрации за финансовые действия бывшего руководства.

Сколько составляет общая задолженность компании?

Это сложный вопрос. Большая часть долгов компании тянется еще с 1997-1999 годов, когда она активно работала как государственный агент на рынке зерна. Значительная часть сельхозпредприятий за поставленные ГАКом ресурсы так и не рассчиталась. Эти предприятия обанкротились или реформировались. А это значит, что долги (речь идет о дебиторской задолженности. — «ДЕЛО») взимать не с кого.

Более-менее понятная ситуация с долгами компании перед частными структурами. Это около 250 миллионов гривен. Мы эти долги признаем, с каждой компанией было подписано мировое соглашение о реструктуризации задолженности сроком на 10 лет.

«Хлеб Украины» имеет значительные долги перед международными компаниями. В частности, 13,9 миллиона долларов компания задолжала «Топферу», еще 3 миллиона — «Суфле» (Soufflet Negoce SAS) и 40 миллионов долларов — немецкому Норд банку. Эти кредиты взяло еще прошлое руководство.

Частные компании готовы пойти на реструктуризацию задолженности?

Они понимают, что если не согласятся пойти на реструктуризацию долгов, то вообще могут не увидеть свои деньги. В один момент рассчитаться со всеми кредиторами «Хлеб Украины» не сможет. Мы от этих долгов не отказываемся. Мы готовы их выплатить, после того как компания стабилизирует свою работу и начнет активно работать на рынке зерна.

Какая ситуация с долгами «Хлеба Украины» перед государственными структурами?

Сложная. (Смеется.) Точную цифру долга даже назвать не могу, ведь она постоянно увеличивается за счет штрафных санкций, которые на эти долги накладываются. Долг перед Госрезервом, учитывая все пени и штрафы, составляет 3,6 миллиарда гривен. Мы эти долги не признаем. Еще около 80 миллионов гривен задолжали «Нафтогазу Украины». Мы просим правительство реструктуризировать или списать эти долги как несуществующие. Они чрезвычайно обременительны для компании. Ни одна банковская структура не будет работать с компанией, которая имеет такую задолженность, даже если настоящая ее деятельность прибыльна.

В этом году вам из государственного бюджета средств не выделяли?

К сожалению, нет. Из-за этого у компании проблемы с оборотными средствами. Сотрудничать с банковскими структурами мы не можем, так как государственная компания не имеет возможности отдавать в залог свое имущество для кредитования.

Самое главное для компании — разобраться с долгами перед государственными структурами. После этого при поддержке правительства у нас появилась бы возможность привлекать средства в банковской системе. Мы могли бы успешно работать, даже если бы привлекали кредиты под высокие проценты.

Много зерна экспортировали за последний сезон?

Около 100 тысяч тонн, хотя потенциально мы могли бы поставлять на внешние рынки свыше двух миллионов. Экспортом занимается компания «Хлеб-экспорт», принадлежащая структуре «Хлеба Украины». Поставки осуществляли в Израиль, Иран, Сирию, Ливан. В основном сотрудничали с небольшими частными компаниями. Контрагентом (покупателем зерна) от сирийской стороны выступал государственный оператор. Мы смогли сотрудничать с теми компаниями, которые согласились на предоплату. В этом сезоне планируем увеличить объем экспорта в 3-4 раза.

Весной много говорили о возможности объединения Аграрного фонда и «Хлеба Украины». Сейчас отказались от таких идей?

Создать государственного зернотрейдера, который будет осуществлять поставки зерна за границу, необходимо, но идея объединения Аграрного фонда и «Хлеба Украины» кажется мне не очень удачной. Таким образом мы можем разрушить обе компании. Это объединение серьезно усложнило бы работу Аграрного фонда. Я убежден, что все кредиторы «Хлеба Украины» захотели бы потребовать средства у новообразованной компании.

Согласно результатам последней проверки ГлавКРУ, уставный капитал компании(1,4 миллиарда гривен) не соответствует стоимости активов компании (608,4 миллиона гривен). Часть активов была продана?

Уставный капитал компании в 1996 году был сформирован в размере 832 миллиона гривен. В 2001 году, согласно решению правительства, размер уставного капитала был увеличен до 1,384 миллиарда гривен, но это повышение было искусственным. Никаких дополнительных активов в уставный капитал компании внесено не было. Кроме того, решением Кабмина 28 предприятий было выведено из состава «Хлеба Украины» и передано в сферу управления Госрезерва. Поэтому и получается, что номинальный размер уставного капитала не соответствует реальной стоимости активов компании. Никто активы не распродавал.

Согласно выводам этой же проверки, в 2007-2008 годах выявлено нарушений на сумму 384 миллиона гривен…

Мы во многом не согласны с результатами проверки КРУ. Например, результаты проверки главного аппарата компании КРУ говорят об убытках на сумму 4,9 миллиона гривен. В самом акте ревизии эта сумма не фигурирует. Я встречался с господином Сивульским. Мы договорились, что подготовим протокол расхождений. Сейчас занимаемся этим вопросом.

Читайте также: Директор Львовского хладкомбината: Наценка на нашу продукцию выросла до 35-40%