Сегодня обоснованная цена на 95-й бензин выше 11 грн — Косянчук

Президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук рассказал в интервью "Делу" о том, какими будут цены на бензин и дизельное топливо в ближайшей перспективе и что правительство может сделать для их сдерживания

В конце февраля цены на бензин и дизельное топливо повысились на 6-14 копеек. Что повлияло на это повышение и чего нам ждать от цен в марте?

Причина — спекулятивное нагнетание цен на сырую нефть. Это можно связывать с иранскими событиями, можно — с какими-то другими, но факт налицо. Если нефть с начала года поднялась в цене на 15%, то нефтепродукты сегодня выросли всего на 5%. Потому неудивительно, что цены на топливо растут и будут расти дальше. Сегодня обоснованная цена на 95-й бензин выше 11 грн., а на дизельное топливо — 10,20 грн.

Впрочем, такого повышения цен в марте мы не ожидаем. Во-первых, в Украине накоплено достаточно запасов нефтепродуктов. Во-вторых, потребление оставляет желать лучшего. Поэтому операторы будут очень осторожно повышать цены. По нашим прогнозам, в марте цены на 95-й бензин не превысят 10,80 грн. за литр. На дизельное топливо — 10,05 грн. за литр. Премиальный сегмент трогать не будем. Это отдельное топливо со своей отдельной нишей.

Что будет с ценой на нефтепродукты ближе к лету?

Спрогнозировать настолько далекий период невозможно. Все зависит от того, будут ли происходить процессы, серьезно влияющие на стоимость нефти, топлива. К примеру, начнется ли война в Ираке.

Некоторые эксперты утверждают, что на повышение стоимости нефтепродуктов также повлияет остановка Лисичанского НПЗ.

Остановка Лисичанского НПЗ никак не повлияет ни на ресурсное обеспечение, ни на ценообразование. В 2011 году ЛИНИК практически не работал на украинский рынок (по разным оценкам, на Украину приходилось 15-30% продукции завода). На самом деле цены внутреннего производителя были всегда выше, чем цены по импорту. Тем более что та же ТНК-ВР будет импортировать топливо из Беларуси. Рынку, который диверсифицирован — более 15 источников поставок нефтепродуктов в Украину, — подобные вещи практически не страшны. Любой недостающий ресурс будет замещен из других источников. В этом и заключается уровень энергетической безопасности.

Ряд экспертов нефтерынка утверждают, что из-за остановки ЛИНИКа пострадает Восточный регион. По оценкам аналитиков, в прошлом году доля продукции Лисичанского НПЗ в этом регионе составляла 20-30%. А ввозить туда белорусское топливо с учетом транспортной составляющей невыгодно.

Если понимать уровень и глубину переработки нефти на ЛИНИКе — на самом деле продукцию из Беларуси возить дешевле. Завод не модернизирован. У него в сравнении с современными заводами очень низкая глубина переработки сырья. От его переработки получаются большие объемы никому не нужного мазута. При нынешних ценах на нефть завод дает $20 млн. убытков в месяц. Безубыточная работа Лисичанского НПЗ начинается со $105 за баррель (сегодня цены на нефть колеблются в районе $120 за баррель). Все, что выше $105 — это чистый убыток. Поэтому ТНК-ВР выгоднее ввозить нефтепродукты из Беларуси и России, где НПЗ получают нефть без пошлин. Или, учитывая спекулятивно разогретый рынок, экспортировать нефть.

Уже почти 1,5 года стоит Одесский НПЗ. Теперь ЛИНИК. Кременчугский НПЗ, насколько известно, также не планирует наращивать переработку. Насколько рискованно для Украины увеличение доли импорта?

Какая разница между зависимостью от импортного сырья и импортного топлива? Когда мы покапаем нефть — ее доля 90%, — мы платим еще и за мазут, получаемый в процессе переработки сырья, который, поскольку содержит много серы, невозможно продать на нормальном рынке. В Европе наш мазут никому не нужен. А когда мы покупаем нефтепродукты — мы покупаем только топливо.

К сожалению, мы — энергозависимое государство. Если мы перестаем быть зависимыми от импорта топлива, то увеличиваем зависимость от импорта сырья. Но если нефтепродукты нам поставляются из 15 источников, то нефть мы получаем из двух — России и Азербайджана. Поэтому я не вижу особой проблемы в импорте. Риск возникает, когда нет диверсифицированного рыка, который работает на принципах конкуренции. Когда в Украине не было импорта, когда была монополия, тогда у нас была посевная кампания — битва за урожай, диктат. Сегодня мы работает по мировым правилам. Как экономика в мире работает, так и мы работаем. А раньше мы даже прогнозировать не могли, что будет с ценами. Мы не знали, какие цены установит монополист.

Как вы считаете, способны ли украинские власти эффективно влиять на стабилизацию цен на нефтепродукты в Украине? Какие первоочередные шаги должны быть предприняты для этого?

Украинские власти могут влиять на ценообразование только через налоги. Сегодня налоговый сбор на дизельное топливо составляет 21%, на бензин — 32%. Если правительство уменьшит налоговую составляющую, рост цен можно будет сдержать. Больше ни на что — ни на мировую цену, ни на расходы по содержанию АЗС — власти повлиять не могут. Чтобы вы понимали, по февралю основные сети работали с убытком 3-4% в зависимости от региона. Но опять же — введение льгот неэффективно. Во-первых, это временное решение проблемы, во вторых — это уменьшит поступления в бюджет.

Пойдет ли правительство на снижение налоговой нагрузки на операторов?

В прошлом году вводился льготный режим налогообложения. В этом году — я не думаю, что правительство пойдет на такой шаг. У нас дыра в бюджете намного шире, чем хотелось. А это пенсии, зарплаты, социальные программы.

Рост цен на нефтепродукты приводит к снижению его потребления в Украине — только в прошлом году объемы реализации бензина А-95 упали в Украине почти на 12%. Ваш прогноз — будет ли эта тенденция сохраняться в этом и в последующие годы?

Когда цены на нефть превышают $120 за баррель, никакого оптимизма не останется. Я думаю, болевой предел в цене нефтепродуктов мы давно перешли. Очередной психологический барьер в 11 гривен, при сохранении тех тенденций, которые мы наблюдаем сегодня на рынке, думаю, мы преодолеем в апреле. Спрос при таких ценах не может повышаться. У нас сегодня цены на нефтепродукты, как и на комуслуги превышают доходы населения.

Насколько серьезной является проблема продажи некачественных нефтепродуктов в Украине?

Это очень серьезная проблема. О каком качестве топлива мы можем сегодня говорить, если правительство продлевает срок действия устаревших стандартов, которые действовали еще в прошлом десятилетии? Непонятно, для кого они это продлевают. Сегодня из пяти нефтеперерабатывающих заводов работают всего два. Кременчугский НПЗ, который работает в ограниченном режиме только на розницу, и Щебелинский ГПЗ, который производит продукцию непонятного качества.

Какова, по вашей оценке, доля некачественного топлива на рынке Украины?

Каждый эксперт оценивает долю фальсификата по-своему. Кто определяет ее в 20%, кто — в 30%, а кто и в 40%. И каждый из них может быть прав. Дело в том, что сегодня в Украине никто этим вопросом не занимается, не отслеживает. Могу сказать только, что в брендовых сетях некачественное топливо отсутствует. По одной простой причине — они используют в основном импортный ресурс. А за границей топлива плохого качества нет. Там давно работают по евростандартам. И даже не по Евро-4, а по Евро-5.

Будет ли доля фальсификата расти вместе с ценами на бензин, и за счет чего можно решить эту проблему?

Чем выше цены на нефть, нефтепродукты, а также чем ближе ценовая категория в рознице приближается к покупательной способности населения — тем привлекательнее становится бодяга. Если сегодня крупные сети АЗС несут убытки в 3%, то на бодяге зарабатывают 10%, а то и больше. Решить эту проблему можно только изменением законодательства. Нужно усилить контроль качества топлива и ввести адекватное наказание. Попался в первый раз, заплати штраф — расчетный доход, который получил за последнюю неделю, умноженный на 360 дней. По второму разу — штраф в пятикратном размере. И никого не должно волновать, откуда нарушитель возьмет деньги. В третий раз поймали с некачественным топливом — полная конфискация и тюрьма виновным. А заправку — выставить на аукцион и продать добросовестным операторам.