Сергей Прилепко: Производство должно быть восстановлено, а сокращенный персонал — возвращен на рабочие места

Сергей Прилепко, бывший директор ОАО «Киевметаллопром» рассказал о причинах трудового спора работников с администрацией предприятия

Прилепко, бывший директор ОАО «Киевметаллопром» рассказал о причинах трудового спора работников с администрацией предприятия

Третьего апреля работники ОАО «Киевметаллопром» вступили в трудовой спор с администрацией предприятия. Как утверждает бывший директор завода  Сергей Прилепко, одной из причин конфликта стала политика, проводимая в последнее время владельцем контрольного пакета акций завода.

Сергей Васильевич, коллектив ОАО «Киевметаллопром» направил трудовой спор в Национальную службу посредничества и примирения. Каких результатов вы хотите этим добиться?

По закону, в случае возникновения коллективного трудового спора работники предприятия должны сформулировать свои претензии к владельцу и передать их собственнику или уполномоченному органу, например, дирекции.

Наше обращение является требованием трудового коллектива к администрации предприятия. Мы хотим, во-первых, чтобы работа предприятия была возобновлена, во-вторых, был отменен приказ о сокращении трудового коллектива, в-третьих, чтобы впредь все сокращения проводились по согласованию с профсоюзным комитетом, а не в одностороннем порядке, и в-четвертых, привести в соответствие выплату заработной платы, а не платить работникам по 300-400 гривен, как это сейчас делается.

Поскольку работодатель не ответил в установленный законом трехдневный срок, представители коллектива письменно предупредили его о возникновении противоречий, а также направили уведомление в Национальную службу посредничества и примирения. Это обязательная процедура.

Какое решение может принять Национальная служба посредничества и примирения?

Решения службы примирения носят рекомендательный характер, но не привлекать ее при возникновении трудовых конфликтов нельзя: именно эта организация регистрирует требования работников, проверяет полномочия представителей сторон и осуществляет посредничество при решении конфликта. Неуведомление службы о возникшем коллективном трудовом споре является основанием для признания забастовки (если до нее дойдет) незаконной.

На предприятии будет создана примирительная комиссия (трудовой арбитраж) из представителей обеих сторон. Если же после этого компромисс не будет найден, работники предприятия не исключают, что пойдут на крайние меры и начнут забастовку.

Когда именно начался конфликт? После вашего увольнения в конце прошлого года?

Нет, чуть позже, 2 февраля, когда наш главный акционер Кшиштоф Крупа сообщил, что работники предприятия должны написать заявления на отпуск за свой счет, так как производство будет приостановлено. В этот же день на проходной их известили, что с 3 апреля будет начато сокращение.

Какая на сегодня заработная плата у сотрудников предприятия?

Средняя заработная плата была более 2,2 тысячи гривен. Нам удалось добиться, чтобы за время простоя людям выплатили 2/3 оклада, но это всего 300-400 гривен.

Что администрация предлагает своим сотрудникам?

Сегодня людям сказали, что до 10 мая будет простой предприятия, во время которого каждый рабочий, независимо от стажа и квалификации, будет получать по 1,5 тысячи гривен на руки. Но при одном условии. Мы должны были дать согласие на изменение в комиссии, которая будет представлять интересы рабочих в трудовом споре. Администрацию не устраивает состав этой комиссии, в которую вхожу и я.

Почему вы не устраиваете нынешнее руководство? С вами переговоры велись?

Со мной никто ничего не обсуждал. Из наших основных четырех требований ни одно не было удовлетворено. При этом 39 человек уже сократили.

До 10 мая людям предложили деньги, а что дальше? Рабочим просто запудривают мозги, никто предприятие запускать не собирается.  Все делается, чтобы сбить накал.

Нам говорят, что через месяц  «Киевметаллопром» возобновит работу. Для этого нужно вести переговоры с покупателями, а вместо этого с нашим главным партнером — сетью супермаркетов «Эпицентр» — обостряется конфликтная ситуация.

Какая?

Кшиштоф Крупа при заключении контрактов потребовал предоплату за поставленную продукцию, хотя в договорах было сказано, что оплата производится на протяжении месяца. Возник конфликт, после чего Крупу пришлось силой выводить из офиса «Эпицентра», а мы потеряли своего крупнейшего партнера, с помощью которого реализовывалось до 30% продукции.

Кроме этого, мы поставляли свою продукцию в Беларусь компании «Десятка», с которой сегодня переговоры о возобновлении партнерства также никто не ведет.

Почему вы считаете свое увольнение незаконным? Какие меры предпринимаете, чтобы его оспорить?

Решение по восстановлению меня на работу директором оспаривается в Васильковском районном суде, и прошло два предварительных заседания. Пока окончательного решения не было принято.

На чем основывается ваш иск?

Обязательным условием, при котором меня принимали на должность директора, было написание одновременно с заявлением о приеме и заявления об увольнении по собственному желанию без даты. Об этом я рассказал главному бухгалтеру и члену наблюдательного совета Станиславу Голубову, которые выступают моими свидетелями в суде. Кроме того, решение об увольнении директора должен принимать набсовет, а утверждать — общее собрание акционеров. В набсовет, кроме Крупы, входят его жена Агата Дубинская и Голубов. Решение Набсовета является легитимным, если на нем присутствовали все его члены, однако когда меня увольняли, Голубова на заседании не было. Хотя его подпись под протоколом волшебным образом появилась. Голубов написал заявление, которое нотариально заверил, что он на этом собрании не присутствовал.

То есть теоретически вы являетесь директором…

Хозяйственный суд Киевской области признал незаконным решение набсовета о моем увольнении, однако наши оппоненты подали в апелляционный суд, окончательного решения которого мы ожидаем.

Какую долю на рынке занимает ОАО «Киевметаллопром»?

По итогам 2008 года ОАО «Киевметаллопром» было одним из самых крупных производителей в Украине, занимая порядка 30% рынка в своем сегменте. На нем изготавливалось 8 типов профилей к гипсокартонным системам, более чем 16 наименований армирующих профилей к пластиковым окнам, профнастилам, профильных труб и другой металлопродукции. Кроме того, предприятие развивалось как металлоцентр по продаже листового и сортового металлопроката крупных производителей.

Каков оборот компании?

Ежегодный оборот составлял около 180 миллионов гривен.

Вы говорите, что производство на заводе упало по вине администрации. Но ведь с октября заказы уменьшились не только у вашей компании, но и по всей стране…

На рынке продукция «Киевметаллопрома» считается наиболее качественной. Когда я созванивался с покупателями, мне сказали, что на нашу продукцию покупатель найдется всегда. Все клиенты хотят быть уверенными в двух параметрах. Во-первых, покупатель должен знать, что в любой момент сможет получить весь спектр производимых нами материалов, во-вторых, завод должен предоставить гарантии как минимум на год. Есть компании, которые готовы покупать хоть сейчас, например, «Авиабудсервис».

Сейчас мы находимся в преддверии сезона, за покупателя нужно бороться, а не сворачивать производство.

В чем же тогда истинная причина остановки завода?

На предприятии есть 3 крупных помещения до 10 тысяч квадратных метров каждое.

Одно из них реконструировано в складское помещение класса А и передано в аренду компании «Империал табако», которая ежемесячно платит до 480 тысяч гривен. От другой площадки прибыль  составляет около 200 тысяч гривен. Третий склад готов на 80% и  скоро будет передан в аренду. Зачем тратить средства на производство, если можно сократить персонал, остановить работу цехов, а через полгода продать оборудование и жить на доходы от аренды складов?

Крупа владеет 62% акций компании. Кому принадлежит оставшийся пакет?

Его владельцем является  «Калиновка девелопмент Энтерпрайз», которая имеет больше 25% акций, около 10% — у Голубова, остальные — физлица, многие из которых сотрудники предприятия. Всего акционеров у компании 1800.

А у вас есть акции ОАО «Киевметаллопром»?

У меня активов компании нет.

Каким видите выход из ситуации?

Производство должно быть восстановлено в полном объеме, а сокращенный персонал — возвращен на рабочие места. И торг здесь неуместен. Это вопрос соблюдения законодательства, которое одинаково для всех — и для наших граждан, и для иностранных, независимо от размера их капиталов.


История конфликта работников и администрации ОАО «Киевметаллопром»

Конфликт между работниками и администрацией ОАО «Киевметаллопром» начался, после того как в начале февраля 2009 года дирекция завода сообщила о своих планах с апреля сократить треть сотрудников предприятия, общая численность которых составляет 146 человек. Необходимость увольнений руководство объяснило спадом спроса на продукцию предприятия и, следовательно, объемов производства.
Сотрудники же предприятия утверждают, что с заказами у «Киевметаллопрома» проблем нет, и на добровольное сокращение идти не хотят.

Акционеры «Киевметаллопрома»
62% — кипрская компания Neowinds Navigation Limited. Принадлежит гражданину Польши Кшиштофу Крупе.
25% — компания «Калиновка девелопмент Энтерпрайз» (входит в структуру компании «Аснова Холдинг»).
13% — физические лица.

Андрей ПАРХОМЕНКО
специально для