Серый кардинал крымской политики

Крымский спикер Борис Дейч избегает прессы и не склонен к резким заявлениям. В Крыму он исполняет функции примиряющей стороны и сохраняет лояльность правительств разного толка. Наверное, поэтому и возглавляет Верховную Раду Крыма уже четвертый год
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вкус крымской славы

– Как вы оцениваете степень своего влияния на политическую и экономическую жизнь Крыма?

– Я всегда стремился к тому, чтобы люди судили обо мне по моим конкретным делам. И мне не стыдно за все, что я сделал за 37 лет своей работы на различных руководящих должностях в сфере услуг Крыма. Такой же стиль я старался исповедовать и на должности председателя Верховной Рады Крыма. Сегодня власть не ругает только ленивый. И тем не менее, у меня есть все основания считать последние 3,5 года полномочий нынешнего состава парламента автономии наиболее успешными в современной крымской истории. Главным критерием такой оценки является политическая стабильности в Крыму, которая позволяет укреплять ситуацию гражданского мира и межнационального согласия. Для устойчивого экономического развития автономии это имеет принципиальное значение. Результатом этой стабильности является постоянный рост объемов промышленного производства, усиление социальной защиты крымчан, приток отдыхающих и расширение рамок курортного сезона в Крыму. Если нам удастся закрепить эти благоприятные тенденции и передать все это новому депутатскому корпусу, я буду считать свою деятельность вполне успешной.

Время от времени появляются слухи о вашей отставке. Это может произойти до парламентских выборов?

Для публичного политика такие слухи - дело обычное. И я отношусь к ним спокойно. Тема различных отставок в этом году – самая рейтинговая. Однако обратите внимание, что все состоявшиеся в этом году отставки в Украине коснулись органов исполнительной власти. Это связано, в первую очередь, с необходимостью изменения принципов управления в социальной и экономической сферах, поиска оптимального механизма решения государственных проблем. Я же возглавляю высший представительный орган Автономной Республики Крым, и моя отставка зависит от воли депутатов, а депутатский корпус доверяет мне.

Правда ли, что вы еще весной нынешнего года вышли из Партии регионов?

Вопрос из разряда слухов. Не в моем стиле бегать из одной партии в другую. Как региональному лидеру мне всегда были близки программные принципы Партии регионов. Только экономически сильные регионы способны объединить Украину в рамках единого демократического государства и могут гарантировать подлинную независимость и целостность страны. Партия регионов еще не сказала своего весомого слова в реализации региональной политики государства. Как член этой партии я намерен делать все от меня зависящее для воплощения этой политики на деле.

После выборов 2006 года вы останетесь в кресле спикера?

В своей жизни всегда старался не изменять чувству меры. Считаю важным это качество и в политике. Проблем в нашей жизни было бы намного меньше, если бы политики руководствовались чувством меры. Поэтому в мои жизненные планы не входит борьба за место спикера в будущем парламенте Крыма. С меня вполне достаточно четырех лет пребывания на этой горячей должности. Каждый такой год можно приравнять к чрезвычайной ситуации, требующей большого напряжения сил. Пусть теперь вкус этой «славы» пробуют другие. Я им искренне желаю в этом успеха.

Кого вы видите своим преемником?

К счастью, должность председателя Верховной Рады автономии не является наследственной. Понятно, что состав будущего крымского парламента будет значительно обновлен по сравнению с нынешним. Особенно, если выборы пройдут по партийным спискам. Тем более что ни одна из политических партий Украины, представленных в автономии, не имеет явного преимущества перед другими, чтобы сформировать руководящие органы Верховной Рады и Совета министров по собственному усмотрению. Твердо могу сказать лишь одно: кандидатура будущего председателя Верховной Рады Крыма определится по итогам непростого компромисса между различными, порой противостоящими друг другу, политическими силами, которые пройдут в крымский парламент. Очень хочется надеяться, что это будет достойная кандидатура, способная объединить депутатский корпус во имя интересов Крыма и крымчан. Только в этом случае я могу считать этого человека в известной мере своим приемником.

Журналисты и коллеги по парламенту неоднократно называли вас хозяином Судака. Сколько земли в этом районе принадлежит вам и членам вашей семьи?

Такую легенду о хозяине Судака распространяют именно журналисты. От своих коллег-депутатов я такого не слышал ни разу. Что же касается журналистских вымыслов на эту тему, то я пожелал бы таким «акулам пера» приехать в Судак и поговорить с жителями этого города. А еще посоветовал бы посетить городской музей, созданный под моим патронатом, городскую библиотеку, которая стала гордостью жителей Судака, и многие другие объекты, к которым мне довелось приложить руку и сердце. Я всегда старался решать проблемы города и горожан по-хозяйски. Поэтому звание «Почетный гражданин Судака» для меня является самым высоким и значимым. В этом смысле судакская земля стала моей главной и последней жизненной гаванью, которой я не собираюсь изменять и давать поводов к каким-либо политическим спекуляциям на этот счет.

О крымских премьерах

Вы пережили несколько составов Совета м инистров Крыма. С каким из них было работать легче всего, а с каким сложнее?

Я уже отметил значимость для Крыма трехлетнего периода общественно-политической стабильности. Такая стабильность стала возможной благодаря конструктивному сотрудничеству депутатов и Совета министров автономии, который все эти годы возглавлял Сергей Куницын, являясь депутатом крымского парламента. Главная ценность такого сотрудничества заключается в том, что нам удалось на конкретных совместных делах доказать жизнеспособность идеи парламентской республики. Убежден, что наш крымский опыт в этом плане может быть очень полезен для Украины в целом при реализации намеченной политической реформы в государстве.

Отставка правительства Крыма во главе с Сергеем Куницыным вызвана, как известно, не внутрикрымскими проблемами, а изменением ситуации в Украине после президентских выборов. Разумеется, были у правительства Куницына свои слабости и недоработки. Но главное, у депутатов Верховной Рады автономии была реальная возможность влиять на работу исполнительной власти в интересах всех крымчан.

Какие отношения у вас сложились с Сергеем Куницыным за время его премьерства?

С Сергеем Владимировичем у меня сложились ровные деловые отношения. Думаю, что нам обоим не стыдно за период совместной работы по решению непростых крымских проблем. Нам удалось многое. Хотя кое-что из задуманного, к сожалению, осталось нереализованным.

Удалось ли Анатолию Матвиенко стать по-настоящему крымским премьером?

В вашем вопросе содержится и ответ. При всей искренности своих намерений Анатолию Сергеевичу не удалось стать, как вы удачно подметили, по-настоящему крымским премьером. Он так и не понял главного смысла существования и политическую природу крымской автономии.

Как вы оцениваете эффективность его борьбы с коррупцией на полуострове?

Я такой борьбы в исполнении Анатолия Матвиенко не заметил. Этой проблемой, прежде всего, должны заниматься соответствующие правоохранительные органы. К сожалению, в последнее время проблема коррупции стала расхожей политической темой в погоне за собственным имиджем и голосами избирателей.

В чем состояли основные ошибки Матвиенко на посту премьер-министра Крыма?

Я уже сказал, что Анатолий Сергеевич не понял сути крымской автономии. Он стремился выстроить линию своего поведения на принципах губернаторского правления, забыв, что высшим представительным органом в автономии является Верховная Рада, состоящий из ста депутатов, которых избрали крымчане.

Именно в стенах парламента Крыма формируется сложный баланс интересов политических и этнических сил автономии, который определяет линию поведения Совмина. Если игнорировать это обстоятельство, нельзя рассчитывать на успешную работу крымского правительства. Именно так и случилось с Анатолием Матвиенко. Для крымских депутатов он и его киевские друзья, которых он пригласил в Крым, без предварительного согласования с местной элитой, так и остались «чужими». А многие его заявления превратились в пустые популистские прожекты. Фактически, он повторил ту же фатальную ошибку, которую при печально известном крымском президенте Юрии Мешкове сделало так называемое московское правительство Евгения Сабурова. Так что это не досадная случайность, а закономерность, имеющая свою внутреннюю крымскую логику.

Как вы считаете, справится ли Анатолий Бурдюгов с возложенными на него задачами?

Время покажет. Главное, чтобы над Анатолием Федоровичем и членами Совета министров Крыма не довлел психологический груз «временщиков». Как председатель Верховной Рады автономии, буду делать все возможное, чтобы этот груз в правительстве ощущался как можно меньше. От этого состава правительства нельзя требовать невозможного. Если ему удастся успешно провести осенние полевые работы и зимний отопительный сезон, то главное свое предназначение они выполнят. Хотя критиков этого правительства будет в избытке, ибо оно будет работать в условиях жесткого предвыборного прессинга.

Сможет ли Анатолий Федорович остаться премьером Крыма после парламентских выборов 2006 года?

Сегодня на этот вопрос нельзя ответить ни отрицательно, ни утвердительно. Все будет зависеть от политической конфигурации будущего состава депутатского корпуса Верховной Рады автономии, который будет разнородным, сложным и противоречивым. Если Анатолий Бурдюгов будет опираться на широкую коалицию политических сил, то шансов сохранить за собою кресло премьера у него будет больше. Так что многое будет зависеть от самого Анатолия Федоровича и результатов работы возглавляемого им Совета министров.

«Надеюсь, Виктор Андреевич станет сильным президентом»

Ваш прогноз, как будут складываться отношения Крыма с Россией в течение ближайшего полугодия и после парламентских выборов?

Характер и температуру этих отношений в первую очередь определяет степень доверия между Украиной и Россией на межгосударственном уровне. К сожалению, в силу известных событий в нынешнем году степень такого доверия снизилась. Уверен, что правительство Юрия Еханурова в ближайшее время восстановит утраченный кредит доверия в отношениях Украины с Россией, и они будут выведены на качественно новый этап. Поэтому я с оптимизмом смотрю на ближайшую перспективу отношений Крыма с традиционно важными для нас российскими регионами. Для Крыма это всегда имеет принципиальное значение.

Что бы вы изменили в отношениях Крыма, в частности, крымской власти, с Киевом?

Все эти годы я настаивал на расширении украинского законодательства, регулирующего отношения центра и регионов. Особенно в вопросах разграничения собственности, регулирования земельных отношений и совершенствования системы органов местного самоуправления. Только на этих, как говорится, трех китах можно выстроить такую систему взаимоотношений между центром и регионами, которая, с одной стороны, укрепляла бы основы украинской государственности, а с другой – способствовала бы становлению экономически сильных и самостоятельных регионов страны. Механизм формирования такой системы можно было бы отработать на примере Крыма. Мы к этому давно готовы. Но народным депутатам Украины пока не до этого. Некоторые из них до сих пор считают, что крымская автономия не нужна. Можно лишь искренне сожалеть по поводу того, что потенциал крымской автономии слабо используется центром в интересах развития и укрепления государственности Украины. В Крыму уже давно созрело понимание того, что он должен быть неотъемлемой составной частью Украины как автономное образование с необходимым набором собственных конституционных и законодательных полномочий. Обе стороны от этого только выиграют. Верю, что рано или поздно так оно и будет.

Как вы оцениваете политику Виктора Ющенко как президента Украины?

Первый год президентства для Виктора Ющенко складывается сложно и противоречиво. Наряду с успехами были и известные просчеты, особенно в кадровой политике. Очевидно, ничего удивительного и особенного в этом нет, и я бы не стал драматизировать ситуацию. Хочется надеяться, что Виктор Андреевич сможет сделать необходимые выводы из пройденного пути и станет сильным и эффективным президентом Украины. Это нужно государству и всему народу Украины. И я искренне желаю ему в этом успехов и творческой энергии.