Система образования должна готовить предпринимателей, а не работать на экспорт

Алексей Греков, директор по стратегическому развитию частной школы "Афины", считает существующую систему среднего образования неэффективной. Учебные заведения должны готовить в школах и вузах не ученых, а предпринимателей
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В воскресенье 20 мая в Украинском доме на конференции TEDx Kyiv 2012 состоялись "интеллектуальные похороны" украинского образования. Хотя система все еще кажется незыблемой, она не более жизнеспособна, чем СССР образца 1984 года. Любой, кто отважится начать образовательную реформу, рискует стать "вторым Горбачевым".

Наша система образования — продукт своей эпохи, а значит — закономерно умирает, поскольку исчезают условия, ее породившие. Когда-то все ездили на лошадях, но сейчас это плохой способ передвижения по мегаполису. Когда-то все получали "пожизненную" профессию, но сейчас мы меняем сферы деятельности каждые 5 лет. То же происходит и с образованием. Раньше все должны были обучаться в школах, но сейчас это плохой способ освоения культурного наследия. Как сказал спикер TEDx Евгений Пенцак, математик, профессор Киево-Могилянской бизнес-школы: "Украинская система образования — это дохлая лошадь. Но вместо того, чтобы слезть с нее, мы пытаемся изобрести новый способ езды на дохлых лошадях".

В чем причины неэффективности традиционной системы образования?

Во-первых, она нацелена только на развитие детей с "академическим типом таланта", по терминологии Н.П.Гузика. Таких детей в любой произвольной выборке, как правило, не более 7%. Это означает, что в обычном классе учеников, способных и любящих учиться, трое — против 27 учеников, которые школу не любят и учатся "из-под палки". Это не значит, что девять десятых детей тупы и нерадивы, просто они наделены другими талантами, которые традиционные школы не развивают в силу своей "академической слепоты". Ученики с "художественным типом таланта" (а таких две трети от общего числа детей) и с "рукодельным типом" (до 20%) способны обучаться на практике эффективнее, чем за школьными партами, но полное сворачивание внеклассной работы и трудового обучения в школах оставляет таких детей "вне игры".

Во-вторых, существующая система образования работает исключительно на экспорт. Каждый более-менее амбициозный выпускник вуза старается покинуть страну и отправиться туда, где его способности будут по достоинству оценены. По словам еще одного спикера TEDx Валерия Пекара, Президента компании "Евроиндекс", сейчас наблюдается кошмарный отток талантов из Украины: "Такое впечатление, что скоро в аэропорте Борисполь появится объявление: "Последний отлетающий талант — не забудьте погасить свет в стране!" Зато в Украине остаются те, кто не востребован мировым научным сообществом, невольные "отходы" нашей академической образовательной системы, — все те люди, которые могли стать талантливыми творцами и "мастерами на все руки", но превратились в бесплодных и ноющих неудачников с дипломами.

Неудивительно, что безработица среди украинской молодежи растет. Только за последний год, по данным Госкомстата, доля тех, кто не смог трудоустроиться по окончании учебы, выросла на 2,2%, но в реальности, как утверждают эксперты, "скрытая безработица" еще выше и составляет 8,3 млн человек, что в 23 раза превышает официальный уровень зарегистрированной безработицы. Так, например, на различных временных подработках по принципу "где придется" занято более 50% сельской молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Отечественный бизнес не готов вкладывать средства в подготовку и переподготовку незамотивированных и безынициативных сотрудников, но, к сожалению, других наша образовательная система не производит.

Европа, которая столкнулась с этой проблемой раньше нас, уже 20 лет выстраивает новые системы образования рядом с отмирающей традиционной. Некоторые страны, вроде Финляндии, Голландии, Дании и нашей соседки — Польши, довольно успешно реформировали свои образовательные системы и с оптимизмом смотрят в будущее. Другие страны, вроде Греции и Испании, упустили время для проведения разумных, целенаправленных и безболезненных реформ. Сейчас там безработица среди молодежи достигает 50%, а сами государства находятся на грани выживания. Такой же, если не худший сценарий, ожидает и Украину.

Европейские эксперты видят решение проблемы в возрастании "экономической самозанятости" молодых людей, но для этого нужно готовить в школах и вузах не ученых, а предпринимателей. Этой теме была посвящена ежегодная Конференция независимых школ Европы, состоявшаяся в конце апреля в Братиславе с участием директоров школ и образовательных функционеров из 14 европейских стран. В Украине слово "предприниматель" путают со словом "барыга", но это ошибка. Предпринимателями были многие представители науки и искусства — Томас Эдисон, К.С. Станиславский и Сальвадор Дали. В мире невероятную популярность приобрело социальное предпринимательство как эффективный способ решения социальных проблем.

Но две проблемы стоят на пути обучения предпринимательству. Первая — кто будет учить наших детей? Традиционные учителя для этого малопригодны. Вторая — как этому обучиться? Ведь существующее законодательство не поощряет экономическую самостоятельность подростков. Решением могло бы стать "продвинутое" родительское сообщество, которое объединило бы родителей-педагогов, родителей-владельцев бизнеса, родителей-продюсеров, родителей-"креативщиков", родителей-ученых и т.д., готовых вложить свои временные и "профессиональные" ресурсы в создание современной образовательной среды. Нет сомнения, что открытые двери родительских офисов смогут сделать для развития детей больше, чем унылые стены общеобразовательных школ.