Сколько стоит СКМ и насколько правильно его оценивает Forbes

После того, как выходит очередной рейтинг богатых людей, где оценивают активы Рината Ахметова, приходится объяснять сколько стоит СКМ и что эта стоимость означает на самом деле

На этой неделе журнал FORBES опубликовал свой очередной рейтинг состояния самых богатых людей, в котором оценил состояние Рината Ахметова в 16 млрд. долларов США. Поскольку это состояние практически целиком и полностью составляют активы Группы СКМ, то мне, после публикации рейтинга, приходится периодически отвечать на 3 вопроса. Как относиться к рейтингу FORBES и указанной в нем цифре? Что означает эта цифра для Группы СКМ, украинского бизнеса и всей страны? Как мы собираемся увеличивать стоимость дальше? А так как любые рейтинги, и рейтинг FORBES здесь не исключение, привлекают к себе большое общественное внимание, активно обсуждаются как в подготовленной, так и в неподготовленной аудитории, то я решил ответить на эти три вопроса публично, на страницах Газеты Дело.

Перед ответом на первый вопрос нужно обязательно напомнить о том, что существует несколько способов оценки стоимости бизнеса.

Прежде всего, это оценка рынком стоимости акций публичной компании. Это наиболее точная оценка, ведь она отражает реальную цену, которую готовы заплатить за акции. Но она касается только публичных компаний, а значит не применима к активам Группы СКМ. Да, мы приводим наши основные активы к соответствию самым высоким международным стандартам отчетности, прозрачности и корпоративного управления. Да, мы должны быть готовы к размещению активов на любой торговой площадке, будь то Лондон, Нью-Йорк или Гонконг. Но пока мы еще не приняли решения о таком размещении и развиваемся за счет собственных инвестиций в наши активы. Например, ежегодно мы инвестируем в развитие и модернизацию предприятий Группы СКМ не менее 1 млрд. долларов.

Еще один из способов оценки – оценка стоимости бизнеса «профессиональным оценщиком», прежде всего аудиторскими компаниями «большой четверки». Аудиторы обладают наиболее полной информацией о состоянии активов своих клиентов и осуществляют так называемую «базовую», наиболее консервативную оценку стоимости. Наименее подверженную рыночной или любой другой конъюнктуре. Такую оценку СКМ делает  начиная с 2004 года, аудитрует ее  компания PWC, результаты этой оценки мы обязательно отражаем в своих отчетах и размещаем на сайте.

Наконец, свои рейтинги стоимости бизнеса составляют различные организации и средства массовой информации. И рейтинг FORBES является наиболее известным из них. В основе этого рейтинга – максимально простой принцип. Прибыль или выручка частной компании умножается на коэффициент, рассчитанный исходя из показателей рыночной стоимости и прибыли или выручки публичных компаний, работающих в тех же отраслях. Таким образом, рост стоимости активов СКМ в 2010 году по оценкам FORBES стал прямым следствием прогнозного увеличения годовой прибыли и роста этого самого коэффициента.  Почему журнал сделал такой вывод? Да прежде всего потому, что изменилась рыночная конъюнктура, произошло оживление экономической деятельности. И оживление это в значительной мере коснулось наших ключевых рынков. И вот как раз в этом – в оценке основных рыночных трендов, в оценке перспективности тех или иных секторов рынка – и заключается, на мой взгляд практическая ценность подобных рейтингов.

Что же касается цифры в 16 млрд., то даже для меня, как профессионального управляющего активами СКМ, эта цифра абсолютно виртуальна. Не говоря уже о работниках наших предприятий, жителей регионов, в которых находятся эти предприятия, представителей другого украинского бизнеса или чиновников.  Куда большую практическую ценность для них представляют другие цифры. То, что в 2010 году мы выплатили в бюджет свыше 14 млрд. гривен налогов. А это около 6% всех налоговых поступлений в стране. То, что совокупная заработная плата наших сотрудников составляет не менее 8 млрд. гривен в год. А средний наш работник получает в 2 раза больше среднего украинца. То, что мы ежегодно инвестируем в модернизацию своих предприятий не менее 8 – 10 млрд. гривен, и это не меньше 5% инвестиций в капитал всех украинских предприятий. Наконец, то, что мы активно инвестируем в социальные проекты, в развитие местных сообществ, в природоохранные программы. Так, например, в прошедшем году мы инвестировали в охрану окружающей среды более 1,5 млрд. гривен. А это порядка 60% всех инвестиций в Украине на эти нужды.

Но виртуальность цифры в 16 млрд. вовсе не означает её бессмысленности. Напротив, любая оценка бизнеса очень полезна. Ведь она позволяет оценить перспективы развития бизнеса, позволяет оценить его репутацию. Поэтому нас всегда очень радуют любые успехи украинских компаний, радует любое удачное размещение, радует любой успех внутри страны или за рубежом. Ведь на сегодняшний день украинские компании все еще недооценены по сравнению со своими зарубежными конкурентами. С теми, кто меньше нас по объему, зарабатывает меньше прибыли, платит меньше налогов, меньше инвестирует и т.д. и т.п.  Поэтому в своей собственной оценке нижней границы стоимости наших активов мы больше ориентируемся не на данные FORBES, а на результаты оценки нашего аудитора – компании PWC. И по этой очень консервативной оценке стоимость наших активов была больше этих самых 16 млрд. и в 2007, и в 2008, и в 2009 годах.

Что же дальше? А дальше мы, как профессиональный инвестор, собираемся только увеличивать эту стоимость. Во-первых, за счет постоянных инвестиций в создание новых рабочих мест и модернизацию нашего производства. Украинские предприятия не должны дальше восприниматься как допотопные, с низкой производительностью труда и плохими условиями для работников. Вот уже много лет наш акционер направляет на эти цели всю прибыль компании. Не стал исключением и 2010 год – только вчера Ахметовым было принято решение о рекапитализации всей прибыли в размере более 3,7 млрд. гривен. Во-вторых, за счет соответствия самым высоким международным стандартам финансовой прозрачности и социально ответственного поведения. Самые привередливые иностранцы должны сразу чувствовать что мы с ними «одной крови». И, наконец, за счет внесения своего вклада в повышение репутации всего украинского бизнеса, всей нашей страны. Мы гордимся тем, что наши основные активы находятся в Украине, и хотим чтобы этот факт приводил не к дисконту, а к премии по отношению к зарубежным компаниям. Чтобы это позволяло еще больше развивать наш бизнес, успешнее конкурировать на мировых рынках, платить конкурентоспособные зарплаты и создавать самые лучшие условия для своих работников. И мы не сомневаемся что в этом нас поддержат не только наши работники и члены их семей, не только весь остальной украинский бизнес. Но и чиновники и политики, независимо от того, какую бы политическую силу они не представляли.