Собственника компании «Мостобуд» Владимир Продивус: "Я человек хваткий и любящий учиться, "

Имя собственника компании «Мостобуд» в этом году засветилось в рейтингах самых богатых людей страны. При этом семья, в которой вырос Продивус, считалась одной из самых бедных в его родном селе на Винничине.

собственника компании «Мостобуд» в этом году засветилось в рейтингах самых богатых людей страны. При этом семья, в которой вырос Продивус, считалась одной из самых бедных в его родном селе на Винничине.

Владимир, по окончании пединститута вы получили специальность учителя физкультуры. Откуда у учителя  появились деньги на бизнес?

Я никогда не говорил, что жил только на оклад учителя. Постоянно подрабатывал. Вырос в семье, где были рады каждой копейке. Рано остался без отца. Мама — инвалид, пожизненно прикована к кровати. Нужны были деньги на хлеб, на лекарства для мамы. У меня не было выбора — мальчишкой пошел на сельские шабашки. Вместе с братом перекрывали крыши, строили и ремонтировали хаты. Для меня главное — идти к цели, а она была простая — выжить.

Но ведь таким образом со-стояния не сколотить. Как вы попали в большой бизнес?

Мои друзья уезжали за границу и продавали предприятие. Я купил. Пока они еще находились в Украине — помогали разбираться. А я человек хваткий и любящий учиться, ловил азы бизнеса на лету.

Начинали с кондитерского цеха. В начале 1991 года в стране был дефицит всего. В том числе и сладостей. А мы выпускали популярное «Птичье молоко». Раскупалось мгновенно. К тому же тогда проблемой было не только создать, но и продать бизнес. Люди боялись любых приобретений. А я рискнул.

И каковы были ваши дальнейшие шаги?

Прежние собственники пустили предприятие на самотек. Мне удалось возвратить специалистов, которые уволились, когда цех начал валиться. Наладил производство. Через два месяца моя продукция уже продавалась по всей Виннице. Ее знали в торговой сети и заказывали. На вырученные деньги открыл ресторан — запустил его я за три месяца. Приходилось вникать в совершенно новые процессы. Затем получил разрешение на внешнеэкономическую деятельность и занялся импортом продуктов питания, других товаров массового потребления. Работали с голландцами, немцами. Создал компании «Акцент», «Бизнес-Про», которые потом вошли в корпорацию «Премьер-Финанс».

Когда поднабрался опыта, определил для себя такую схему: раскручиваю бизнес, делаю его прибыльным, стабильным, подбираю команду менеджеров, которым эти предприятия передаю в управление. А сам иду дальше.

То есть вы покупали обанкротившиеся предприятия, наводили в них порядок и продавали?

На определенном этапе настало время акционерных обществ. Многие предприятия банкротились, работали с низкой эффективностью. С таких акционеры бежали. Цель была одна: побыстрее сбросить «бумажки» и хоть что-то возвратить деньгами. Я выкупал и поднимал предприятия. У тех хозяйств кредиторская задолженность всегда была более 3-5 миллионов.

За короткое время убирали банкротство, отдавали долги.

Это как?

Искусство бизнесмена: приобрести за малые средства, раскрутить и продать за очень крупные. Я брал «падающее» предприятие, вкладывал в менеджмент, оборудование и выходил на уровень привлекательности. Так у меня появились хлебо- и молокозаводы, торговые центры…

Почему вы недавно продали компанию «Винницамолоко», которая приносила хороший доход?

Нужно уметь просчитывать эффективность любого бизнеса. Жизнь научила предвидеть процессы, которые станут проблемными. В свое время был момент, когда зерна не хватало. И я закупал его за границей, производил, продавал хлеб. Потом зерна стало много, а хлебом занимался всякий, кому не лень. Печь булки стало невыгодно. Тогда я продал хлебный бизнес.

Незадолго до того, как Россия перекрыла кислород нашим молочным продуктам, я почувствовал: надо продавать молокозавод. И сделал это за три дня до начала «молочной блокады». Потом меня спрашивали, мол, ты, наверное, все знал, поэтому и успел спихнуть. Я отвечаю: есть хорошее украинское слово — «чуйка». Важно уловить, что требуется именно сегодня. Завтра — поздно. Если чутья нет — уходи из бизнеса.

За сколько вы продали «Винницамолоко»?

В сотни раз дороже, чем купил. Да еще зарабатывал, пока занимался заводом. Ни одного предприятия я не продавал в убыток.

Завод минеральной воды «Регина» тоже продавать собираетесь?

Нет. Это перспективный бизнес. Питьевой качественной воды с каждым годом все меньше и меньше. Я не спешу. Я понимаю другое: такая вода с каждым годом будет все более востребована. Сегодня завод в «разогретом» состоянии. Закупили европейскую технологию, оборудование. Конвейер работает, но далеко не на полную мощь. Ждет своего часа.

К тому же «Регина» — это живые деньги. Завод и сейчас приносит миллионные доходы. На очищенной воде готовят пищу. Не только в ресторанах, но и в домах, в семьях с не самым большим достатком. За рубежом этот продукт уже очень востребован. У нас будет также. Люди все больше будут потреблять экологически чистые продукты.

После того, как ваш основной бизнес переехал в Киев, кто занимается управлением винницкой корпорацией?

«Премьер-Финанс» как собственник курирует моя супруга Светлана. Она талантливый менеджер, и корпорация развивается стабильно. А непосредственно гендиректор там — Николай Снисарь.

Почему выбрали для инвестирования именно «Мостобуд»?

Я внимательно изучал строительный рынок. И еще за пару лет до того, как мы приобрели компанию, хотел выкупить пакет акций. Тогда получил ответ, что мостовики не продаются — никто никогда акции на сторону не отдаст.

А компания тем временем упорно шла к развалу. На ней висели миллионные долги. В том числе и по зарплате. Работали на случайных заказах, через какие-то третьи компании-«прокладки». Высококлассные специалисты уходили в поисках заработков, а акционеры понимали тупиковость ситуации и продавали акции.

Через два года ко мне приехали те же мостовики, но уже с другими словами: «Спасай мостостроение Украины, Володя!». Оказалось, какие-то люди начали скупать акции «Мостобуда». Причем с вполне очевидной целью: в компании много недвижимости, техники. Это ликвидно. Строительство мостов новых покупателей не интересовало. Я же отлично понимал потенциальные возможности предприятия и дерибанить его не собирался.

Аналитики фондового рынка утверждают, что вам в «Мостобуде» принадлежит 75% акций…

Они так считают? Я привык специалистам верить.

После того как вы вошли в состав акционеров компании, проблемы извне уже не беспокоят?

Я не наивный человек. Мы сумели так стабилизировать компанию, что «уронить» ее невозможно. Разве что очень постараться изнутри. Но это проблема акционеров, набсовета и меня как его руководителя. В том и преимущество приватного бизнеса: за успех дела акционеры отвечают не должностями, а собственностью. Скажем, если вы будете знать, что за плохую работу вас ждет не выговор, а выселение из квартиры, то вы почувствуете совершенно иной уровень ответственности.

Кстати, как только я начал приобретать акции «Мостобуда», это сразу заметили, и стоимость ценных бумаг резко подскочила. Через три дня они взлетели в 25, потом в 50, в 100 раз.

Мы с первого дня определились: «Мостобуд» должен выступать в роли генподрядчика. Скажу больше, если бы мы тогда опоздали, украинский рынок был бы сегодня заполнен зарубежными компаниями второго эшелона.

Способен ли иностранный бизнес потеснить в Украине «Мостобуд»?

Сомневаюсь. Уже хотя бы по той причине, что за такие деньги, какие платят нам, зарубежные и пальцем не шевельнут. При этом качество работы «Мостобуда» очень высокое. Каждому мосту мы даем гарантию 100 лет.

Как возникла идея сотрудничества с Sun Land Group? Вы заявляли, что американцы намерены найти 7 миллиардов долларов…

Они не в первый раз прилетают договариваться в Украину. В числе прочего у Sun Land есть соглашение с Кабмином об участии в развитии нашей дорожной инфраструктуры. Они готовы финансировать, мы — строить. Они нас изучили. Темпы и качество их устроили. Теперь нужны реальные проекты, в которые зарубежным инвесторам было бы интересно вложить деньги.

Но у «Мостобуда» есть текущие проекты. Объекты, которые вы строите, известны…

Надо понимать инвестора. Он хочет получить полностью готовый проект. Просчитать технико-экономическое обоснование. Оценить. А потом принять решение о финансировании. У нас же обычно запрягают долго, а когда «припрет к горлу» — запускают стройку без проекта. И — давай наперегонки: проектировщики проектируют, а мостовики строят. Иногда строители даже опережают проектировщиков.

На каком этапе у вас переговоры с Sun Land?

Мы заключили с Sun Land базовое соглашение. Для его реализации договорились о создании международного консорциума с украинской пропиской.

Теперь ищем возможности, чтобы этот механизм заработал. Думаю, в ближайшие пару месяцев у нас уже будут конкретные проекты и конкретные договора. Государство не может быть таким расточительным, чтобы проходить мимо миллиардов.

А своих денег на серьезное дорожное строительство у нас нет. Но есть огромная потребность в строительстве новых скоростных магистралей с современными мостами. И есть «Мостобуд», который уже сегодня способен осваивать в пять раз больше выделяемых средств. И есть Sun Land, готовый найти 7 миллиардов долларов на строительство. Осталось объединить потребность с возможностями.

Недавно вы создали в «Мостобуде» подразделение по строительству дорог. Вы намерены активно осваивать это направление?

Мы реорганизовали один мостоотряд. Он будет заниматься строительством дорог, тротуаров, подъездных путей к мостам, асфальтированием, ремонтом проезжей части.

Строительство дорожает и очень скоро станет просто не по карману заказчику. Как вы собираетесь работать дальше?

Компания будет развиваться независимо от ценовых форс-мажоров. Все дорожает — и труд, и оборудование, и стройматериалы. Поставщики, конечно, ловят момент. Поэтому сегодня думаем о собственных карьерах, где будем добывать сырье для собственных заводов стройматериалов. На них, кстати, будем выпускать не привычные кирпичи или цемент, а кое-что посовременнее. Уже есть материалы подешевле и качеством получше. Это не прожекты. Наши заводы уже строятся.

В политику не собираетесь?

Нет. Я избиратель — этого достаточно. Мне интересно в бизнесе.

Вы поддерживаете нынешнего мэра Винницы Владимира Гройсмана?

Я знал его маму — прекрасную женщину, воспитавшую достойных детей, в том числе и Владимира. Хорошо знаю его отца — трудолюбивого и порядочного человека.

Естественно, у нас бывают разногласия, ведь природа бизнеса — продать дороже. Природа чиновника-хозяйственника — купить подешевле. Но мы всегда находим решения.

Вы известны как любитель дорогих, эксклюзивных авто. Какие машины у вас в гараже?

Первым моим автомобилем была «копейка». Тогда это казалось пределом мечтаний. Сегодня у меня стоит где-то три «мерседеса», несколько «рэндж роверов», есть «лексусы».

Зачем вам столько дорогих машин?

Приезжают друзья, партнеры. Нужно встречать, подвозить куда-то. Стараюсь быть гостеприимным. Когда я к ним приезжаю, они меня встречают. Это нормально.

Для меня как бизнесмена самое дорогое — время и сохранение работоспособности. Мостоотряды разбросаны по всей стране, с партнерами встречаться надо. Если расстояния ставят мне преграды, я их сокращаю. Поэтому есть у меня и самолет. Недавно приобрел вертолет.

Я экономлю время — меньше устаю и везде успеваю.

Инфо. Владимир Продивус

 Родился в 1962 году в поселке Шахан (Казахстан). В 1963 году семья переехала в Украину.
 Окончил Винницкий пединститут им. Н. Островского, Тернопольскую академию народного хозяйства по специальности «финансы», Межрегиональную академию управления персоналом (магистр психологии), Украинскую академию государственного управления при президенте Украины (магистр государственного управления), профессор.
 Основал корпорацию «Премьер-Финанс» (Винница) и возглавил ее совет директоров, председатель наблюдательного совета ОАО «Мостобуд».
 Заслуженный строитель Украины.
 Председатель попечительного совета Федерации бокса Украины.

более 1 млрд. грн.освоила в 2007 году компания «Мостобуд»

ОАО «Мостобуд»
крупнейший мостостроитель в Украине и странах СНГ

 Создано в 1993 году в ходе приватизации государственного треста.
 За 60 лет компанией построено большинство мостов в Украине: в Киеве — мост Метро, им. Патона, Парковый, Дарницкий, Московский и Южный, мостовые сооружения на автобане Киев — Одесса. За рубежом: мосты в российском Заполярье, на БАМе, во Вьетнаме, Ливане, Анголе, Сирии, Турции, Афганистане, Чехии, Финляндии.
 Сейчас «Мостобуд» сооружает Подольский мостовой переход через Днепр в Киеве и автотранспортную магистраль через Днепр в Запорожье.
 С 2003 по 2008 год «Мостобуд» увеличил объемы работ в 9 раз, штат сотрудников удвоился.

в $205 млн.оценивается состояние Владимира Продивуса
По данным журнала «Фокус»

«Премьер-финанс»

В состав компании входят
30 предприятий пищевой отрасли, торговли, фармацевтики, в т.ч.:
 «Регина», ОАО «Муровано-Куриловецкий завод минеральной воды»; 
 ЗАО «Винницкий универмаг»;
 ОАО «Винницафармация»;
 ООО СП «Бизнес-ПРО»;
 ЗАО «Акцент» (Винница).