Сословное общество?

И в историческом прошлом, и сейчас часто можно наблюдать, как декларируется строительство одного типа общества, а реально формируются совсем другие общественные отношения. Далеко ходить не надо, достаточно присмотреться к Украине

Владимир Стус, руководитель группы аналитики и прогнозирования Украинского центра стратегических инициатив

Проект, декларируемый любой украинской властью, это обещанное общество социальной рыночной экономики и всеобщего благополучия и устойчивого развития «в братской семье европейских народов».

С одной стороны, европейский проект для власти является лишь пустой декларацией и удобным прикрытием. За все время независимости для реальной евроинтеграции сделано очень мало. Но даже то, что сделано, практически не повышает конкурентоспособности экономики Украины и благосостояния абсолютного большинства ее граждан. С другой стороны, полноценная европейская интеграция принципиально не может быть реализована по не зависящим от Украины причинам.

Под прикрытием  иллюзии о евроинтеграции в Украине развиваются два противоположных процесса.

Один идет сверху, и у крупного олигархического бизнеса, контролирующего власть на всех уровнях, создалось ошибочное представление, что это его проект, который он контролирует и развивает. Все думают, что строят Современное Сословное Общество.

Но как такое вообще возможно? Ведь по существующим стереотипам, сословное общество как заведомо менее эффективное не может быть ни современным, ни конкурентным демократическому.

Украина одной из первых стран мира вступила в кризис завершения быстрого интенсивного развития Модерна и перехода к медленному развитию Постмодерна. Наш кризис начался не в 2008-м, а в 1991 году. С тех пор основные показатели 1990-го не достигались ни разу. Ни по объему ВВП, ни по производительности труда, ни по уровню и продолжительности жизни. А ведь кризис такой продолжительности — это больше, чем кризис, это типичное Смутное время! Таким образом, Украина находится не в процессе трансформации от тоталитарной плановой экономики к рыночной демократии, а в самой настоящей Смуте.

Неудивительно, что во время Смуты демократия не эффективна и постепенно сворачивается: в России  формируется сословно-авторитарное общество, в Украине — сословное, с сохранением демократических традиций для формирующегося высшего сословия.

Следовательно, формирование сословного общества — это объективный процесс, а не проектный подход злых олигархов, задумавших закабалить народ. Возможность управлять им на стратегическом и долгосрочном уровнях так же иллюзорна, как и возможность управления построением коммунистического общества.

Тем более что набирает обороты другой объективный долгосрочный процесс, противоположный формированию сословного общества.