Страхование с молочным привкусом

Председатель правления страховой компании «Эталон» рассказал, с какими трудностями столкнулась компания после расставания с основным партнером страховщика — банком «Аваль»

Юрий Давыдович, слышала, что страховую компанию «Эталон» уже вот-вот купят…

Об этом разговоры ведутся давно. Еще в прошлом году наши акционеры решили продать компанию. Но только если новый инвестор предложит условия, при которых «Эталон» будет сохранен. С тех пор позиция акционеров не изменилась. Разве что изменились нюансы: если раньше они хотели сохранить за собой контрольный пакет акций, то теперь готовы рассматривать вопрос о продаже 100% акций.

Почему собственники передумали и решили продать все акции компании?

Многие зарубежные инвесторы, которые обращались к нам по вопросу покупки «Эталона», были заинтересованы в полном контроле над компанией.

С покупателем уже определились?

Нет, о том, что нашелся какой-то инвестор и уже решен вопрос продажи компании, пока говорить рано. Это все слухи. Хотя потенциальных покупателей много.

А почему группа Fortis, купив у ваших акционеров лайфовую страховую компанию «Эталон-Жизнь», не захотела покупать «Эталон»? Хотя в Fortis нам рассказали, что ищут рискового страховщика.

Наши акционеры во время переговоров с Fortis по компании «Эталон-Жизнь», конечно же, задали вопрос о комплексной продаже страховых компаний. Но представители Fortis ответили, что намерены выходить на украинский рынок постепенно — сначала приобрести лайфовую компанию, а года через два-три — рисковую.

С момента покупки группой Fortis компании «Эталон-Жизнь» прошло почти два года. Возможно, теперь Fortis заинтересуется и «Эталоном»?

Думаю, что для группы Fortis мы на сегодняшний день немножко великоваты. Не хотел бы никого обижать, но «Эталон», с численностью коллектива около 400 человек, отделениями во всех регионах и оценкой только одного бренда в 24 миллиона долларов, не каждому покупателю по карману.

Наверное, этим инвесторам нужно что-то поменьше, чтобы можно было быстрее и легче «преломить» технологический процесс. Впрочем, не исключаю, что сейчас Fortis будет рассматривать и нашу компанию в качестве потенциального приобретения. Но это мое личное мнение.

Не боитесь с приходом новых собственников потерять должность председателя правления?

Нет, любая должность — штука временная. По моему мнению, человек не должен бояться потерять должность, в противном случае он теряет творческий подход к работе.

К тому же я — кандидат наук, доцент, преподаю в Кировоградском техническом университете. Так что могу и дальше работать преподавателем. Также у меня большой стаж банковской деятельности, а в запасе еще и три рабочие специальности. Так что, была бы шея, хомут найдется.

Молочно-страховой бизнес

Кто является акционерами компании «Эталон»? По-прежнему бывшие владельцы банка «Аваль» Федор Шпиг и Александр Деркач?

Акциями компании «Эталон» сегодня владеют десять физических лиц, которые до продажи банка «Аваль» являлись его совладельцами. Основными акционерами действительно являются Федор Иванович Шпиг и Александр Витальевич Деркач.

Когда ваши акционеры создавали холдинг «Престиж Групп», речь шла о том, что страховые компании «Эталон» и «Эталон-Полис» будут обслуживать преимущественно этот холдинг, в том числе и заемщиков банка «Престиж». Как обстоят дела сегодня, когда банк «Престиж» продан австрийскому Erste Bank?

Холдинг «Престиж Групп» создан. Но все течет и все меняется. Меняются и планы акционеров. Когда создавался банк «Престиж», было логично, чтобы три страховые компании — «Эталон», «Эталон-Полис» и «Пуск» — входили с банком в одну группу. Но когда сначала продали банк «Престиж», а потом страховую компанию «Пуск», из финансовой группы осталось всего две страховые компании. Страховой бизнес перестал быть для акционеров приоритетным, и они решили основные усилия направить на развитие молочного бизнеса.

Кто сегодня страхует компании ваших акционеров? Cтраховая компания «Эталон»?

Когда молочный бизнес еще не был основным, молокозаводы страховались у других компаний. Теперь же они страхуются либо у нас, либо в «Эталон-Полисе».

Жизнь после продажи «Аваля»

С чем связано почти двукратное уменьшение уставного фонда компании в 2007 году? Официальная версия: оптимизация финансовых ресурсов собственников «Эталона». Конкуренты же говорили о надвигающемся банкротстве компании…

Разговор о том, что мы банкроты, не отвечает реальному состоянию дел в компании. До 2006 года уставный фонд компании составлял 180 миллионов гривен. По этому показателю мы занимали второе место на рынке. У остальных страховщиков в «уставниках» было в 3-6 раз меньше денег.

Проанализировав, что денег очень много и они не особо нужны компании на данном этапе, акционеры приняли экономически обоснованное решение — вывести лишние средства из уставного фонда. Но на нашей деятельности это никак не отразилось: даже сегодня, имея 70 миллионов гривен уставного фонда, мы почти в десять раз превышаем нормативы, установленные регулятором.

Когда в 2005 году вашу компанию отлучили от банка «Аваль» в связи с его продажей, говорят, компания была на грани смерти. Как обстоят дела сегодня?

На начало июля этого года доля поступлений от банковского сектора занимает в нашем портфеле всего 48%. А когда «Эталон» был при банке «Аваль», эта доля составляла 92%.

Благо, что банк уходил от нас медленно. С октября 2005 по февраль 2006 года мы продолжали потихоньку работать через каналы банка «Аваль». А в феврале 2006 года новыми акционерами «Аваля» было полностью прекращено страхование корпоративных клиентов банка в «Эталоне».

Тогда перед нами встал вопрос: «А что делать компании «Эталон» дальше?» Акционеры даже думали, не закрыть ли компанию вообще. Решили дать возможность выжить в рыночных условиях…

Какое наследство вы получили от компании «Эталон» времен «Аваля»?

Мои предшественники еще в начале 2005 года декларировали, что у «Эталона» 1200 или 1300 отделений по всей Украине и тысячи агентов. Но это были отделения и сотрудники банка «Аваль»! Когда мы остались одни, оказалось, что у компании всего… 26 представительств и пять отделений по всей Украине.

Если в 2005 году мы собрали 112 миллионов гривен премий, то в 2006 году (после ухода банка) — 67 миллионов. В 2006-м ушло 67% коллектива. Кто-то сам, а кого-то мы «ушли». В общем, ситуация с компанией напоминала ту, в которой оказывается человек, когда его выбрасывают посреди озера, чтобы научить плавать. Или выплывает, или тонет.

Выплыли или еще тонете?

Судите сами: за 2007 год премии выросли в 1,5 раза — до 98 миллионов гривен. А в I квартале 2008-го по сравнению с I кварталом 2007 года мы собрали на 45% больше платежей (13 и 22 миллиона соответственно). Кроме того, в прошлом году мы открыли больше 100 отделений. Правда, позже более 40 закрыли.

А почему закрыли?

Те отделения не оправдали себя — они не развивались должным образом. Можно было бы их и не закрывать, но ради чего? План доходов компании на этот год мы не меняли, посчитав, что лучше добиться намеченных результатов за счет качественной работы тех отделений, которые остались и развиваются.

В то же время ваши конкуренты активно открывают новые офисы по всей Украине…

Открыть отделение — не проблема, если есть деньги. Но весь страховой рынок ощущает сегодня сильный кадровый голод. Почему мы закрыли 43 отделения? Нет специалистов, которые хотели бы развивать дело и умели бы это делать.

Я думаю, что акционеры должны ставить перед менеджментом задачу не количественно расширять сеть, а качественно. Потому что из-за непродуманной экспансии некоторых компаний в регионы страдают все. Непрофессиональные работники плохо справляются со своими задачами, клиенты остаются недовольными, а это портит имидж всего рынка.

Вы говорите, что выплыли, не утонули. А между тем в 2006 году «Эталон» по уровню выплат занимал 4-е место в рейтинге журнала Insurance Top, а в 2007-м — только 26-е…

Понимаете, когда главным поставщиком клиентов был банк «Аваль», мы мало обращали внимания на структуру портфеля и обоснованность выплат. После продажи банка мы сделали анализ доли КАСКО в портфеле «Эталона» — оказалось более 80%. Мы посчитали: на 100 гривен заработанных премий выплачивалось 132 гривни!

На данный момент мы выровняли долю КАСКО в портфеле до 47% и будем снижать ее до 40%. Начали сами выбирать каналы продаж и клиентов. Поэтому и выплаты выровнялись — они не стали очень маленькими, они перестали быть угрожающими для бизнеса.

Кроме снижения выплат, есть еще одна не очень хорошая тенденция — прошлый год «Эталон» закончил с убытками в 44 миллиона гривен.

Да, это правда. Более того, скажу, что этот год мы тоже закончим с убытками, но они будут уже значительно меньшими, чем в 2007 году.

Нужно понимать, что компания стала рыночной. Для этого пришлось тратить деньги на развитие сети, обучение людей, транспорт. У нас сегодня в каждой области есть автомобиль для аварийного комиссара. А когда я пришел в компанию в конце 2005 года — нигде не было, потому что урегулированием убытков в основном занимались сотрудники банка «Аваль».

Так что акционерами эти убытки были запланированы. Это наш расчет, как и то, что по итогам 2009 года мы уже будем прибыльными.

А в скольких судебных спорах сегодня участвует компания?

Мне юристы готовят отчет каждый понедельник. Поэтому могу сразу ответить, что на конец июля «Эталон» является ответчиком по 51 спору, а также подал 34 регрессных иска (требование возврата денежных средств, которые страховщик уплатил застрахованному лицу по вине ответчика. — «ДЕЛО»). Кроме того, могу сказать, что два года назад мы создали свою регрессную службу, которая за год возвращает компании до двух миллионов гривен по регрессным искам.

Куда уходят туристы

В прошлом году «Эталон» по ряду рейтингов занял первое место по туристическому страхованию…

Да, мы в 2007 году застраховали 411 тысяч туристов.

И вот на пике славы от вас уходит отдел туристического страхования во главе с его начальником Зоей Сазоновой. Почему они ушли?

Это надо было спросить у них. Зоя Сазонова — хороший специалист, и мы ее ценили. Она ушла туда, куда ушли туристические фирмы.

А куда и почему ушли турфирмы?

Мы по-прежнему активно работаем со второй по величине на рынке туристической фирмой. А вот лидер этого рынка, фирма «Тез-Тур», которая является дочерней компанией российского оператора, решила в Украине сотрудничать с «дочкой» своего российского партнера — СК Allianz. Такова специфика бизнеса. Кроме того, туристические фирмы тоже диверсифицируют риски. Они сегодня сотрудничают уже не с одной, а с двумя-тремя страховыми компаниями.

Юрий Давыдович Петров

Родился в 1960 году.

 1984 год — окончил Киевский автомобильно-дорожный институт по специальности «Строительно-дорожные машины и оборудование».

 1994-1997 годы — работал в Укрсоцбанке.

 1997 год — окончил Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения по специальности «Финансы и кредит».

 С 1998 года — директор компании «Формула ТТГ ЛТД».

 2000-2005 годы — первый замдиректора, директор Кировоградской областной дирекции банка «Аваль».

 2002 год — окончил Киевский международный институт менеджмента по специальности «Менеджмент внешнеэкономической деятельности».

 С декабря 2005 года — председатель правления страховой компании «Эталон».