Тайна Патриарха

Прошло ровно пятьдесят лет, с тех пор как Комитет государственной безопасности завербовал священника Алексея Ридигера «для выявления антисоветских элементов среди священнослужителей» и выдал ему агентурный псевдоним «Дроздов». Сегодня, когда Патриарх РПЦ

ровно пятьдесят лет, с тех пор как Комитет государственной безопасности завербовал священника Алексея Ридигера «для выявления антисоветских элементов среди священнослужителей» и выдал ему агентурный псевдоним «Дроздов». Сегодня, когда Патриарх РПЦ Алексий ІІ упокоился с миром, мы уже вряд ли узнаем, на кого он писал доносы. Остается лишь надеяться, что они были правдивы, если только это может послужить им оправданием.

Церковь — один из важнейших инструментов воздействия на сознание человека, потому что она требует бездоказательной веры и бескорыстного самоотречения. Именно поэтому у власти, особенно тиранической, всегда был огромный соблазн использовать ее в своих целях. Так, английский король Георг VIII создал специально под себя особую ветвь христианства —  англиканство —  и сам возглавил церковь в пику католическому Папе, который запрещал ему в четвертый раз жениться. Стоит вспомнить также эпизод из истории Османской империи, когда против турок восстали порабощенные греки. Тогда султан Селим потребовал от имама немедленно объявить всех православных вне закона. Константинопольский Патриарх Григорий V, чтобы спасти православие, на Соборе проклял всех повстанцев и даже потребовал от верующих, чтобы они выдавали туркам бунтовщиков.

Когда Ридигер стал Дроздовым, большевики уже не ставили священников к стенке и не засылали целыми монастырями на каторгу, однако в его поступке, вероятно, был какой-то практический смысл. Будущий Патриарх понял, что, сотрудничая с тайной полицией, он сможет выиграть бой со всепроникающим атеизмом и сохранить относительную независимость церкви от обуржуазившихся кремлевских марксистов. Беда в том, что сегодня Россией правит бывший офицер КГБ. И его слово будет решающим на Соборе, где изберут нового Патриарха.