Терехин: Партия регионов извратила предложения Януковича по Таможенному кодексу

Первый заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Сергей Терехин рассказал, как большинство парламента извратило поправки президента к Таможенному кодексу и к чему это может привести

Сергей Анатольевич, Вы выступали категорически против принятия нового Таможенного кодекса. Почему?

Начну с того, что такого беспредела в Верховной Раде я не видел за все мои 18 лет парламентской деятельности. Что произошло? Дело в том, что ранее президент ветировал Таможенного кодекс. При этом глава государства внес свои поправки к документу, каждая из которых должна отдельно голосоваться народными депутатами. Однако комитет Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики во главе с Виталием Хомутынником решил сделать ремикс с поправок президента и членов комитета.

То есть получился совершенно новый документ, который должен проходить по обычной процедуре — первое чтение, второе и т.д. Но вчера Таможенный кодекс в новой редакции приняли по непонятной процедуре, которая противоречит регламенту Верховной Рады.

Я несколько раз подходил к председателю Верховной Рады Владимиру Литвину и спрашивал, что происходит, но он стыдливо прятал глаза и отвечал, что сам не понимает.

А кто из народных депутатов внес поправки в Таможенный кодекс?

Они анонимные. В розданной сравнительной таблице указано просто — члены комитета.

Сколько поправок было внесено депутатами?

Вчера на пленарном заседании мы рассмотрели 146 правок, из которых 59 — правки народных депутатов. Получается правка на правку. Но что самое интересное — предложения депутатов прямо противоречат большинству предложений президента.

К примеру, депутаты исказили поправку главы государства, который тот предлагал установить, что таможня может отзывать свое разрешение на ввоз товаров в случае предоставления недостоверной или неполной информации. Что предложили депутаты? Предоставили таможне право отзывать разрешение, цитирую, "в случае не предоставления предприятием всей имеющейся у него информации, необходимой для принятия решения, что существенно повлияло на характер этого решения".

Что такое "всей имеющейся информации", нигде не уточняется. То есть таможенник в каждом отдельном случае будет сам определять, предоставили ему всю информацию или не всю. Но это же коррупция!

Другой пример. Таможне предоставлено право принудительно назначать посредника между перевозчиком и заказчиком. Разве непонятно, что норма закона выписана под чей-то бизнес и является банальной коррупцией, против чего, кстати, выступил президент, когда заветировал предыдущую версию Таможенного кодекса?

А какие нормы наиболее одиозные или коррупционные?

Помните лихие 90-е годы, когда товары беспошлинно поступали в Украину под видом "транзитных"? То есть на границе Украины импортер заявлял, что везет товар в Россию или Беларусь, но товар удивительным образом растворялся в Украине. Бесконтрольный импорт прекратился после того, как Украина присоединилась к Международной конвенции, в соответствии с которой все перевозчики должны были страховать риск потери товара. Это предусмотрено 348-й статьей. Теперь в эту статью депутаты внесли поправку, которая разрешает транспортировать через Украину алкоголь и сигареты без страхования. Зачем это сделано — нетрудно догадаться.

Приведу еще один пример. Без пошлины разрешено ввозить флешки и диски, общий вес которых составляет менее 50 кг. Это же сколько флешек можно ввести? Я уже не уточняю, что такая норма противоречит международным конвенциям по интеллектуальному праву.

А есть предложения президента, которые не исказили?

По существу прошло несколько поправок главы государства. Это нормы о том, что товаров можно ввозить на 500 евро и автомобили могут временно находиться в Украине год. Кстати, незаметно народные депутаты внесли правку, которая значительно увеличивает сроки пребывания дорогих яхт в территориальных водах Украины — с полугода к трем годам. Получается, что зарегистрировав яхту на Кипре, ее потом можно пришвартовать в отечественных портах на три года и не платить налоги.

Вообще Таможенный кодекс выписан крайне безграмотно. В статье, регламентирующей применение штрафов к бизнесу, употребляются такие словосочетания, как "сложный случай", "недостоверная информация", "существенное влияние" и т.д. Но при этом не дается определение, что такое сложный случай или недостоверная информация. Это дает огромный маневр для таможенника использовать малейший повод для наложения штрафов на импортера.

В кодексе есть раздел, регламентирующий деятельность компаний, занимающихся таможенным оформлением товаров. Но почему-то упустили написать требования к этим фирмам. В итоге скажу: новый Таможенный кодекс — это банальная приватизация границы.

Ваш прогноз: Янукович применит право вето к Таможенному кодексу?

Думаю, да.

А если нет?

Тогда страну ждет еще один Майдан — теперь Таможенный.