Украина и инновации: почему эти прямые не пересекаются?

Если выехать за пределы Украины, то остро ощущаешь, насколько дискуссия в стране локальна, причем — губительно локальна для нас

"Нано", "инновации", "технологическая модернизация", "креативный город" и подобные словосочетания уже прочно вошли в словарный оборот современного россиянина, но, к сожалению, не украинца.

Мы по-прежнему считаем, что самые важные темы — выборы, политики, непрозрачность судебной системы, цены на сахар и жилье. Одним словом, бытовуха. Похоже, что у нас никаких планов на будущее.

Побывав в начале ноября на форуме "Открытые инновации", я впервые позавидовала россиянам. Конечно, можете меня закидать гнилыми помидорами. Но я постараюсь поделиться своими соображениями.

У нас, как и у России, есть не только советское прошлое, но и доставшееся нам с тех времен советское наследство (мы, если честно пока ничего значимого не создали). Разработки природных ископаемых, заводы и научный потенциал, изрядно истрепавшийся за последние годы.

Что делают с этим делают наши соседи? Пережив, как и мы, этап разбазаривания и приватизации, они лет семь назад громко заявили о модернизации. Долго по телевизору объясняли, что это значит. Постепенно добавляя к информационному меню "нанотехнологии", "инновации". В России сегодня на тему наноматериалов снимают не просто просветительские фильмы, а новые серии "Смешариков", мультиков для школьников младших классов, где герои решают такие задачи, как возвращение неуправляемой ракеты с орбиты на Землю.

На форуме, который прошел с 31 октября по 3 ноября в Москве, российское правительство устами премьер-министра Дмитрия Медведева, наконец-то сформулировало цель на ближайшие десятилетия — перейти с сырьевой экономики на инновационную.

"Цифры пока не фантастические, но они уже не плохие", — так вполне трезво оценил Медведев количество возникших за последние годы компаний, которые так или иначе связаны с производством инновационных продуктов.

Можно, конечно, упрекнуть российское государство в попытках подмять под себя тех, кто способен создавать технологические продукты или уличить в манипуляции ожиданиями креативного класса.

"Нам крайне важно не остаться позади паровоза, на задворках развития цивилизации, — так во всяком случае поясняет Медведев позицию государства. — Энергоэффективность, биомедицина, космические и ядерные технологии — это то, что у России неплохо получается. Поставки углеводородов, сырья, сырьевой сектор тоже может рассматривать как инновационный, когда речь идет о внедрении новых технологий очистки и транспортировки".

Есть ли у нашего правительства соображения о том, в каких отраслях у нас могут возникнуть инновационные разработки? Неужели ничего не осталось с советских временен, неужели ничего не "проросло" за последние 20 лет?

К счастью, конкурс инноваций в бизнесе Upposition, который основала "Инвестгазета", показывает обратное. У нас есть новаторы, есть люди с глобальным мышлением, способные не только внедрять передовые западные технологии, но и создавать свои.

Наша проблема в том, что из-за бытовухи мы не замечаем этих людей и компании. Наше общество, а вместе с ним и информационное пространство, не способны пока "распознать" ценность инноваций. Парадоксально, но — многих украинских новаторов хорошо знают за рубежом, но при этом не знают на родине. Почему?

Мне кажется, что мы боимся разговоров на сложные темы, требующие не мнений, а системного анализа и системного подхода. Вот допустим, если украинское правительство вдруг решит написать инновационную стратегию развития государства (такой документ есть во многих странах мира), то может легко выясниться, что весь огромный аппарат академии наук не пригоден к инновационной деятельности. А все выделяемое финансирование можно инвестировать в четыре ключевые лаборатории (цифра взята с потолка) и будет толк.

Инновации — это не просто новые технологии. Это способ реагировать на быстроменяющийся мир. Мы, к сожалению, пока не реагируем. Никак.

На форуме "Открытые инновации", собравшем более 500 человек, количество западных гуру на квадратный метр зашкаливало.

Главы высокотехнологичных корпораций, выдающиеся ученые, знаменитые венчуристы оккупировали многочисленные залы, чтобы поделиться с российской аудиторией сокровенным знанием о собственном инновационном успехе. Виктор Вексельберг, глава Фонда "Сколково", сказал в интервью "Инвестгазете": "Форум — это информационная площадка и способ подать миру сигнал".

Какой сигнал подает миру Украина?

На форуме в Москве от Украины не было ни одного представителя, кроме меня. Это пугает. Кстати, были представители Казахстана и киргизы. Первые в роли гостей, вторые — в роли уборщиков Экспоцентра.

Возможно, не у всех стран и наций есть способности к созданию интеллектуальных продуктов. Но, друзья, вы согласны с тем, что это к нам не относится?

Одна из панельных дискуссий "открытых инноваций" звучала как "Глобальные вызовы человечества: запрос на инновации". Мы должны отдавать себе отчет, что люди, которые в данный момент находятся у власти в Украине, родом — из другой эпохи, другой культуры и другой среды. И они не способны понять и принять тот мир, в котором очутились. Они не способны сформулировать запрос на инновации.

Давайте же коллективно создадим свой запрос на инновации.