Урок истории для тех, кто мечтает о славе диктатора

Народ можно привлечь или уничтожить, но победить его — невозможно
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В течение одного дня в противостоянии с органами, которые, по идее, должны быть правоохранительными, погибло уже 5 человек. В центре Киева, который должен был стать европейской столицей. После этого можно с уверенностью сказать, что даже о видимости демократии уже никто не заботится.

Поскольку со вчерашнего дня действует закон 3879, я не могу утверждать что кто-то завидует стабильности в Российской Федерации и прочности существующей там вертикали власти. Но я могу теоретически рассуждать о природе и закономерностях тоталитаризма, основываясь на историческом опыте человечества.

История говорит о том, что диктаторские режимы появлялись схожим образом — у нас на истфаке шутили, что на вопрос о причинах абсолютно любой революции или смены власти можно отвечать одинаково: "в результате обострения социальных, политических и национальных противоречий". Каждого диктатора приводили к власти люди, недовольные существующим положением вещей, то есть "бунтующие массы". Большинство диктаторов всегда были решительными и харизматичными людьми, которым удавалось завоевать доверие и поддержку народа. Это универсальное сочетание качеств и ситуации характерно как для классиков тоталитаризма — Ленина, Гитлера, Муссолини и Пиночета, так и для их современных последователей, таких как Путин, Лукашенко и Каддафи.

Итак, для начала нужна большая общенациональная Проблема. Проблема нужна для того, чтобы сформировалась критическая масса граждан, которым нечего терять. Значит, Проблема должна быть несовместимой с нормальной жизнью — победа или смерть. В Германии это была гиперинфляция и безработица, в Италии — экономика, разваленная войной и чувство глубокой несправедливости, в Чили — тотальный контроль иностранного государства над экономикой, в России — тяжелые последствия кризиса 1998 года.

Но можно допустить ошибку, решив, что важна видимость массы людей, а не ее наличие, и создавать эту видимость за деньги. Так диктаторами не становятся. Масса должна быть настоящей, потому что только настоящая масса готова на все. Толпа наемников, подкрепленная силовым элементом в виде профессиональных рейдеров, разбежится при первой же опасности.

Второе: будущему диктатору нужна харизма. Он должен вселять веру в людей, они должны поверить, что Лидер способен решить Проблему. Без поддержки народа ничего не получится, его нужно привлечь обязательно. Даже Лукашенко свои самые активные действия по затыканию рта недовольным начинал тогда, когда подачки и блага были предоставлены населению и все было более или менее спокойно. Если же с харизмой настолько плохо, что критическая масса выступает против того, кто мечтает стать диктатором, остаются только массовые репрессии — урок от Сталина и Пола Пота. Особенно если Проблему создал сам потенциальный диктатор.

Но победить собственный народ в гражданской войне, опираясь на тех, кто бьется за деньги, еще никому не удавалось. И уж вовсе невозможно создать тоталитарную систему там, где народ не просто не поддерживает Лидера, а откровенно его презирает, не жалея сил для демонстрации своего презрения.

И если кто-то сегодня хочет стать диктатором в Украине, ему стоило бы учесть исторические закономерности. Признать, что критическая масса готовых на все людей вот-вот наберется, и если она не на твоей стороне — лучше сдаться. Сдаться или уничтожить всех. Точечный вывоз самых активных в лес под Киевом — это уже не вариант. Теперь каждая смерть и каждый несправедливо осужденный только приблизят точку кипения, так что вывозить в лес придется миллиона полтора граждан. А с массовой вырубкой лесов в Украине в последние годы это становится нереализуемой задачей.