В своем ли мы праве?

Михаил Ливандовский, первый заместитель главного редактора газеты "Вечерний Киев" рассказал о том, как из-за земли под Киевом прокуратура выбивает (в прямом смысле этого слова) у людей выгодные им признания

знаем априори, что живем в неправовом государстве. Органы правопорядка, призванные служить законопослушным гражданам, стоять, выражаясь пафосно, на страже их интересов, рефлекторно вызывают опасение – как правило, обыватель предпочитает держаться подальше от прокуратуры, милиции, СБУ. К великому сожалению, прав рядовой украинец, и тому свидетель - журналистский наш опыт.

Недавно ко мне обратился житель Василькова Владимир Зубков. От рассказа о происшествии с его сыном, мурашки побежали даже по многоопытной журналистской спине.

21-летний Антон Зубков, студент-заочник 4 курса Национального университета биоресурсов, работает техником по благоустройству в местном совете поселка Глеваха. 24 марта ему позвонили из университета и велели немедленно прибыть в деканат. Там, в 6 вечера, парня ждали трое сотрудников СБУ, которые на глазах у госпожи декана силой заковали его в наручники, ударив дважды в лицо, и отволокли в машину. Через весь институт, на глазах студентов и преподавателей. Четыре часа кряду, на мусоросвалке Василькова, не снимая наручников били по голове и по почкам, выбивая нужные им показания. Когда Антон сдался, в 10 вечера отволокли в районную прокуратуру. И следователь прокурорский по такому случаю примчался, радостный, оформлять явку с повинной. А парень, с которого лишь в 2 ночи сняли наручники, наутро очутился в больнице с сотрясением мозга и черепно-мозговой травмой.

Поселкового техника заставляли сознаться в том, что якобы взял он у гражданина Виталия К. взятку в размере 800 долларов США за "внесение его в список Глеваховского поселкового совета "О предоставлении гражданам Украины безвозмездно в собственность земельных участков на территории Глеваховского поселкового совета". Потом, якобы, он передал указанные деньги председателю поселкового совета Александру Ш. и землеустроителю поселка Вадиму Д. А в прокуратуре, ночью, заставили дописать в признание еще и председателя земельной комиссии совета поселка. Потом, якобы, после внесения гр. К в земельные списки, Зубков должен был якобы взять у него еще 15 000 долларов США для последующей передачи указанным трем чиновникам.

Так было, не так - доказать сложно. Но на размышления наводит и глухая оборона, которую держат прокурорские с СБУ в ответ на журналистские запросы – мол, разберемся и ответим в указанный законом срок, и протекающий параллельно земельный конфликт между районной прокуратурой и поселковым советом.

Как рассказал отец пострадавшего, утром 25 марта, оставив сына в больнице, он обратился к начальнику Васильковской районной милиции Александру Гребенникову. Но тот отказался направить парня к судмедэксперту, и вообще принять заявление по факту избиения Антона Зубкова. А значит, и заводить по этому факту уголовное дело. Неофициально объяснил: напишите, что вашего сына избили неизвестные, тогда дадим ход делу, как положено. А СБУ… тут мы, мол, пас…

И это при том, что вечером 24-го райотдел милиции в Василькове документально зафиксировал телефонный звонок случайного свидетеля, с сообщением о том, что у свалки работники СБУ бьют человека.

Вот так и живем – милиция боится СБУ, которому дает указания прокуратура, а мы боимся и тех, и других, и третьих. О чем бы ни свидетельствовала данная история – то ли надвигающемся произволе в связи со сменой власти, то ли о том, что произвол и не прерывался в Украине, а все равно грустно. Хочется все-таки успеть пожить в стране, где можно не бояться. Ни бандитов, ни оборотней в погонах.