В Украине слишком много подавленной бизнес-энергии — эксперт

У Украины огромный потенциал в ведении бизнеса, но и много подавленных бизнесменов. Возможно, это связано с позицией жертвы, считает известный эксперт методики системных расстановок в организациях Ян Якоб Стам
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В начале июня Киев снова посетил голландец Ян Якоб Стам, ученик известных в Европе философов и психотерапевтов Берта Хеллингера и Гунтхарда Вебера, основатель Нидерландского института Хеллингера, практикующего метод системных расстановок (где элементом исследования является не отдельный человек /объект, а система взаимоотношений людей и/или объектов. В Украину Стам приехал по приглашению Института Прикладной Психологии Sadalmelik и дал эксклюзивное интервью Delo.UA

"Женская" Москва, "мужской" Петербург и межвоенный Киев

- Господин Стам, вы уже несколько раз бывали в России и Украине. На ваш взгляд, какова основная мотивация ведения бизнеса в Украине и странах СНГ сегодня?

У меня сложилось впечатление, что основная мотивация — это выживание. Здесь у бизнеса есть два лица: первое, более поверхностное — современный бизнес, современная коммуникация, в какой-то мере скопированные с Запада стандарты. А в глубине — второе лицо, и вот тут чувствуется какой-то уровень выживания.

- Есть ли различие между бизнесом в России и Украине?

Что касается России, нужно разделять Москву и другие города. Москва — это город, пребывающий в депрессии. Там очень много показухи (огромные проекты, огромные торговые центры и проч.) Мне кажется, в этом городе официально бизнесом занимаются в основном мужчины, а вот реальная сила чувствуется от женщин. То есть в Москве женская бизнес-энергия. В Санкт-Петербурге наоборот: там я чувствую больше мужской энергии, этот город более живой.

- Что вы понимаете под мужской и женской бизнес-энергией?

Мужская энергия — это энергия действия, способность захватывать новые рынки, идти на риск, приключения, исследования. Особенно когда речь идет о создании нового бизнеса.

Женская энергия — более заботливая, выступающая за стабильность, чтобы люди себя чувствовали на работе как дома. Эта энергия более медленная и предсказуемая.

При этом мужская энергия не всегда сопровождает мужчин, а женская — женщин.

- А какая бизнес-энергия в Киеве?

Здесь я не чувствую выраженного женского или мужского начала. Чувствуется, что у вашей страны огромный потенциал, но что-то не дает ему в полной мере раскрыться. Возможно, это связано с самоуважением и самооценкой людей. В Украине очень много подавленных бизнесменов. Возможно, бизнесу в Украине стоило бы бороться более открыто.

Украина — страна воинов, складывается ощущение, что сейчас здесь период между двумя войнами, и если проявится конфликт, то он будет достаточно серьезным.

- В чем, по вашему мнению, причина подавленности украинских бизнесменов?

Сложно сказать, но за три дня пребывания в Украине меня кое-что удивило: на каждом шагу я слышал, что в этой стране бессмысленно заниматься бизнесом — все равно государство все отберет. В каком-то смысле так говорить очень легко, потому что если это действительно правда, то как минимум часть из вас соглашаются с тем, чтобы у вас украли бизнес. Отчасти это позиция жертвы.

- Такая позиция жертвы может подавлять бизнес-энергию в стране?

Да, может. И не имеет смысла обвинять в своей неуспешности кого-то или что-то извне. Возможно, это стереотип, к которому все привыкли. Если ты не можешь быть победителем, гораздо проще притвориться жертвой. Давать советы не берусь, но все же если вы попали в такую ситуацию, как минимум осознавайте, что позиция жертвы вам не поможет. И переезд в другие страны в поисках лучшего места — это не выход.

- А примеры здоровой бизнес-энергии в Украине вы наблюдали?

Знаете, в самолете я прочитал интервью с президентом украинских авиалиний, и мне очень понравились его слова о том, как они расширяли свою базу самолетов. Не знаю, насколько это правда, но выглядит как здоровая форма расширения компании. У меня возникло впечатление, что они достаточно продуманно выбирают партнеров для успешного сотрудничества. Западноевропейские компании должны быть внимательнее, ведь их может обойти украинский конкурент.

Крупные компании правят миром и формируют ценности

- В вашем понимании компания — это семья?

Нет! Компания — это отдельная единица, система сама в себе. К примеру, KLM, голландские авиалинии — это гораздо больше, чем компания, это набор ценностей. Как правило, за тем, что продают компании, кроется нечто большее. Например, я знаю крупную строительную организацию в Москве: они были успешны и в коммунистические времена, и успешны сейчас — они все так же продают дома. Но на самом деле они продают стабильность в обществе и преемственность. Apple продает не только свою продукцию, но и образ жизни. Другой пример: слоган Nokia "Connecting people" ("Мы соединяем людей") означает, что в момент, когда все окончательно соединятся, Nokia лишится своего бизнеса.

- Что касается Apple, некоторые эксперты характеризуют их способ продаж как религию.

Да, совершенно верно.

- Не опасно ли это для общества, сознания потребителя? Какие могут быть последствия навязывания компаниями такого "образа жизни"?

Сегодня движущей силой в мире являются не правительства, а крупные транснациональные компании. Например, в Голландии страной правит "дочка" российского "Газпрома", а не голландское правительство, даже несмотря на то, что у нас есть газ. То же самое с индийской компанией TATA, которая выкупила все датские предприятия — сталелитейные, металлургические. Все это имеет далеко идущие последствия. И мне очень интересно, что произойдет со следующим поколением.

- Сотрудники компаний очень много времени проводят на работе, и большинство из них видят коллег чаще, чем свои семьи. Считаете ли вы такую ситуацию нормальной?

Это очень нездоровая тенденция. Впрочем, сегодня граница между временем рабочим и личным все больше размывается, люди получают возможность работать дома (кстати, зачастую дома они как раз работают больше).

Но есть два варианта тяжелой работы: первый — вы работаете на износ и чувствуете себя истощенным. Это ненормально. Второй — вы работаете много, но при этом вы продуктивны. Вот это здорОво.

Например, голландское правительство работает очень много, но влияния на общество это не оказывает никакого. Мне вообще кажется, что мы слишком много работаем над делами из разряда "миссия невыполнима".

Кстати, я заметил, что в Киеве две категории людей: одни заняты чем угодно, только не работой: они сидят в ресторанах, или просто гуляют по улице; другие — очень тяжело работают.

- Тот факт, что в отдельных странах люди очень тяжело работают, обусловлен генетической предрасположенностью населения или это издержки нынешнего времени?

В основе таких явлений всегда много скрытых причин. Возьмем, к примеру, Польшу. Женщины в этой стране очень много работают, некоторые трудятся на 3-5 работах одновременно. При этом польки жалуются на мужчин, которые даже свою единственную работу выполняют не очень хорошо. Очевидно, польские женщины глубоко внутри сердятся на мужчин, и я подозреваю, в силу того, что мужчины были неспособны защитить границы страны. На Польшу так часто нападали, что эта страна утратила свои естественные границы. Такое ощущение, что женщины решили: "Если мужчины не могут защитить нашу территорию, то это сделаем мы. И поэтому у нас будет по 3-5 работ". Теперь они смотрят на мужчин сверху вниз, и это не очень здоровый стереотип.

Нынешний механизм бизнес-иерархии себя изжил

- По вашим прогнозам, каких перемен в сфере бизнеса следует ожидать в будущем?

Не имею представления, но очевидно, ситуация кардинально изменится. Структуры общества разваливаются, нынешний механизм иерархии себя уже изжил. Правительствам требуется все больше власти, чтобы поддерживать существующий иерархический порядок в обществе.

Сейчас я работаю в Испании, и владельцы компаний говорят, что атмосфера очень подобна той, которая была до гражданской войны. "Все зависит от того, какой путь мы изберем: придерживаться установленного порядка — и тогда мы рискуем снова прийти к гражданской войне. Либо необходимо принять неизбежные перемены".

Возможно, будет множество мелких локальных инициатив. Уже сегодня мы можем наблюдать это повсюду: чем шире глобализация, тем больше инициатив на местах. И, например, открывая небольшие банки, люди руководствуются совсем иными концепциями, нежели при открытии крупных банков. Сейчас мы наблюдаем новую форму организации. И это не та идеализация, которая присутствовала в Западной Европе в 60-е гг. Но как это будет развиваться — у меня нет ни малейшего представления.

- Много производств было перенесено из Европы в Китай, и у европейских компаний были "утеряны корни". Как дальше будет развиваться экономика в Европе?

Думаю, когда "теряешь корни", становишься гораздо более уязвимым для каких-то перемен и катаклизмов. Это хорошо видно в моей стране: все производство ушло в другие страны, как результат снизилось самоуважение у населения. Это может плохо закончиться. Я не удивлюсь, если люди снова бросятся "искать свои корни".

Когда твое производство перенесено в другие страны, ты не очень-то свободен в своих действиях. К тому же весь бизнес стал слишком ленивым. Например, сейчас в Польше достаточно работы, и голландцы начинают искать работу в этой стране, при этом зарабатывают меньше, чем дома. В Польше полно своего производства, все живо, и это привлекает. Пекин, например, мертв в этом отношении, а Шанхай — напротив — очень живое, привлекательное место. Ищите у себя в Восточной Европе места, где есть жизнь, берегите и сохраняйте их. И используйте свои шансы. Без такого "живого" места трудно построить прибыльный бизнес.

Мастер-класс Ян Якоба Стама "Порядки в организациях" проходил в рамках международной инновационной программы "Методы системного консультирования и менеджмента в организациях" Института прикладной психологии "Sadalmelik" (директор Ирина Боева).