Мнения 01 февраля, 10:02

Вакцина, е-коммерция, зеленые технологии: что будет с экономикой и логистикой в ​​2021-м

Основатель и президент почтово-логистической группы компаний о возможном восстановлении экономики и развитии отрасли логистики в начавшемся году

Фото: Indira Tjokorda / Unsplash Фото: Indira Tjokorda / Unsplash
Фото: Indira Tjokorda / Unsplash

В 2020 году мировая экономика упала примерно на 5% — чуть ли не худший показатель за последние десятилетия. Из-за глобального локдауна десятки сфер нашей жизни перестали работать и тысячи компаний были вынуждены прекратить деятельность. Мировое сообщество имеет большие надежды на 2021 — произойдет ли восстановление в этом году? От чего оно будет зависеть и за какими сопутствующими трендами мы будем наблюдать последующие месяцы? Давайте разберемся.

Вакцина

2021 — год, когда вакцина от COVID-19 будет распространяться по миру в массовых объемах. Это событие — главное условие для возвращения к стабильности. Новости о вакцине заставили мировые рейтинговые агентства и даже политические организации изменить прогнозы на год в положительную сторону — сейчас они предсказывают увеличение мирового ВВП на около 5%, что является хорошим восстановлением.

Но все будет зависеть от темпов и эффективности распространения доз. Неудачи с производством и транспортировкой могут на месяцы отложить долгожданную победу над пандемией. И чем дольше мы будем ждать этой победы, тем больше может пострадать экономика.

Перед индустрией логистики встала задача, с которой, как говорят игроки, они никогда не сталкивались. Один из главных вызовов — наладить процесс доставки десятков миллионов препаратов. Для этого надо будет радикально трансформировать процессы и менеджмент транспортировки.

Серьезной задачей остаются и условия перевозки. В частности, вакцины от Pfizer / BioNTech надо хранить при минус 70 градусах по Цельсию, и последние месяцы перевозчики экспериментируют с различными вариантами. Например, для вакцины адаптировали технологии, которые записывают показания температуры в течение ее транспортировки. Но эти данные помогают лишь постфактум — чтобы понять, благоприятные ли были условия и пригоден ли препарат для использования.

Другие способы более продвинутые. Мониторинг температуры в режиме реального времени, динамические наклейки, которые меняют цвет в зависимости от состояния вакцины — количество новых решений будет расти в течение года.

Это же касается еще одного варианта — использование сухого льда для перевозки вакцины. Сейчас это едва ли не самый распространенный способ, но он имеет свои особенности — в частности, то, что вещество вредно для человека. Теперь авиалинии United, например, отслеживают уровень сухого льда в самолете, чтобы не ставить под угрозу здоровье пилотов и экипажа. Доходит вообще до банальных, но одновременно важных изменений — теперь самолеты United могут перевозить в пять раз больше вещества, чем было разрешено ранее, и подлетать прямо под грузовые объекты, минуя промежуточные станции.

Укрепление онлайн-коммерции

Пандемия радикально — и, можно сказать, окончательно — изменила покупательские привычки. Все больше людей стали покупать вещи онлайн. Например, проникновение электронной коммерции в США за первые три месяца 2020 года выросло вдвое — без карантина для такого роста потребовалось бы 10 лет.

В 2021 году тренд продолжится. По прогнозам, индустрия вырастет почти на 15% — это, конечно, меньше, чем в рекордном 2020-м, но все еще серьезный показатель. Кроме покупок в интернете как таковых, для потребителей становятся важными и другие нюансы — удобство и оперативность.

Это, соответственно, меняет цепочки поставок и способы транспортировки вещей — ритейлерам и ecommerce-игрокам нужно адаптироваться. И здесь есть несколько направлений. Во-первых, еще в 2020 году появился тренд на масштабное расширение складских площадей. Лидеры индустрии начали активно инвестировать в big box — склады почти 20 000 кв. метров. Например, Amazon, по оценкам, арендовала зданий на более чем 9 млн кв. метров, чтобы иметь возможность обрабатывать большее количество посылок. И этот показатель будет расти — из-за пандемии и перехода потребителей к онлайн-покупкам.

Другое перспективное направление — автоматизация этих самых складских площадей. Инвестиции в роботизацию зданий увеличились более чем на 50% в прошлом году. Роботы позволяют компаниям увеличить скорость и эффективность сортировки, а также отправку посылок в конечные точки. И некоторые из них ездят даже не по запрограммированному маршруту, а самостоятельно — благодаря технологиям распознавания объектов. Этому рынку предсказывают рост до $6,8 млрд до 2025 года.

Наконец, изменениям подвергается и сам механизм доставки. Точнее — транспортный мониторинг. Сейчас отслеживание доставки базируется в чекпоинтах: в портах, на таможне, на фабриках и так далее. Но что происходит между этими точками часто остается неизвестным. Пандемия указала на серьезную проблему: при локдауне транспорт мог прибывать в один из таких чекпоинтов и видеть, что тот закрыт. Это выливалось в потерю денег.

Важным направлением развития сферы в ближайшие годы будет создание систем для отслеживания транспорта и затем — более точного прогнозирования относительно сроков доставки. С этим помогут такие технологии как Big Data и искусственный интеллект.

Кроме того, не стоит и забывать об инструментах, с которыми непосредственно контактируют потребители. Например, во время пандемии мы видим, что особенным спросом пользуются почтоматы. Это логично, ведь сейчас это, наверное, самый безопасный способ для обмена вещами — нет контактов с другими людьми.

Последний год мы в Meest активно развиваем это направление — наша сеть насчитывает около 1500 устройств и мы продолжаем ее развивать. Например, недавно запустили между почтоматами по Киеву сверхбыструю доставку за пять часов (для этого нужно вложить отправление в почтомат до 11:00), а буквально на днях запустили в работу и чат-боты для терминалов. Теперь можно открыть и закрыть ячейку, оформить отправление посылки, оплатить его и отследить доставку прямо в популярных мессенджерах — Viber и Telegram.

Зеленые технологии

В 2021 году мир вернется к серьезным шагам по сохранению окружающей среды, которые были отложены из-за пандемии. Состоится сразу несколько важных изменений, которые произойдут синхронно. Новый президент США Джо Байден в первый день своего президентства вернул США к Парижскому климатическому соглашению — это сигнал, что его администрация настроена решительно.

Евросоюз наконец начнет программу зеленой экономики. В ее рамках Комиссия ежегодно будет выдавать транши и гранты на соответствующие проекты на общую сумму, эквивалентную 0,5% ВВП еврозоны. Китай же запустит очередную экономическую пятилетку, которая предусматривает повышение энергоэффективности.

Изменения постепенно доходят и до логистики — в этой области это особенно актуально: по статистике, на транспорт приходится около 14% годовых выбросов. И грузовые перевозки ответственные за их львиную долю. Например, грузовики составляют лишь 5% от всех машин, но генерируют 25% выбросов.

Одно из главных направлений развития сейчас — ввод в эксплуатацию электромобилей. Если потребительский рынок здесь развивается уже достаточно давно, то корпоративный начал набирать обороты только год-два назад. 2020 стал важным для этой области: 10000 электрических фургонов заказали Amazon и UPS, собственное решение представил перспективный стартап Volta, а Daimler, Ford и General Motors сообщили о планах выпустить новинки в 2021-2022 годах. Поэтому следующие несколько десятков месяцев станут, как говорят, "горячими" для отрасли: на рынок выйдет сразу несколько крупных и средних игроков, которые будут постепенно делать отрасль "зеленее".

Другой важный вопрос — эффективность. По статистике, 20% грузовиков в Европе ездят пустыми, а остальные в среднем заполнены лишь наполовину. Это также ведет к продуктивному использованию этого типа транспорта и наносит дополнительный ущерб экологии. За последнее время появился ряд сервисов, объединяющих товары различных поставщиков в один грузовик.

Один из таких — Flock Freight. В прошлом году он привлек сумму свыше $100 млн инвестиций на развитие собственной технологической системы. Представители компании говорят, что платформа значительно сокращает расходы на топливо, а также снижает выбросы углерода на 40%. $100 млн — это заявка на стремительный рост в 2021 году. И такая поддержка есть еще у ряда сервисов: Uber Freight, KeepTruckin, Next Trucking, Convoy. Поэтому разумный менеджмент имеет все шансы стать трендом №1 в этом году. А затем — движение в направлении "зеленых" решений также.

Экологические инициативы — также хороший инструмент. Например, мы в Meest с 2016 года при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) реализуем программу "Зеленая логистика": меняем подходы к утилизации и переработки отходов, а также внедряем экотехнологии во всей цепочке процессов.

Кроме того, мы ввели дополнительную услугу "4Д: Доставка Дружня До Довкілля": в ее рамках клиенты могут доплатить к тарифу 1 гривну, чтобы сделать отправление экологически чистыми. По данным консалтинговой компании EcoArt, такая сумма нужна, чтобы компенсировать 2 кг СО2 — именно такой объем парниковых газов образуется при доставке. Эти деньги потом идут на посадку деревьев или другие проекты поглощения выбросов.

Последующие месяцы мир, несомненно, будет пристально наблюдать за распространением и действием вакцины. От этого действительно будет зависеть многое. Но параллельно с этим будут происходить и другие не менее важные процессы — трансформация мировой торговли и борьба с изменением климата.

Загрузка...
Новое видео
Як залишатися у попиті і вміти пристосовуватися до змін — Валерія Заболотна
Загрузка...