Валерий Мазур: Криминалу в Украине придают рекламно-романтический облик

Стратегические предприятия государства уходят с молотка за копейки под дешевые обещания потенциальных собственников, которые впоследствии делают предприятия убыточными

Опубликованные нами материалы относительно предстоящей приватизации крупнейших объектов титановой промышленности вызвали немалый резонанс в бизнес-среде. Недавно по этой теме появилась дополнительная интригующая информация: Фонд госимущества оценил Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК) в 717 млн гривен. Кроме того, сообщается, что "Крымский Титан" пытался, но пока не смог привлечь кредиты на сумму 2,7 млрд грн. С учтом этих новостей мы решили вернуться к теме приватизации вместе с член-корреспондентом НАН Украины, министром промышленности Украины в 1995-1997 годах Валерием Мазуром.

Начнем с ЗТМК. Соответствует ли рыночной цене этого предприятия его оценка Фондом госимущества Украины в 717 млн грн, или ~90 млн долларов?

Однозначно не соответствует. Рыночная цена ЗТМК составляет 500-600 млн долларов США. Подчеркиваю — долларов, а не гривен. При продаже ЗТМК на открытом аукционе цена его может даже превысить названные цифры. То есть привлеченные Фондом госимущества оценщики, похоже, занизили стоимость ЗТМК не менее чем в 5-7 раз.

Но ведь оценку ЗТМК для Фонда госимущества делали аттестованные оценщики по утвержденным методикам. Почему же такое различие в цифрах?

Да, в Украине оценку госимущества делают аттестованные оценщики. Но все они, извините за прямолинейное суждение, "кормятся" из рук ФГИ. А действующие методики оценок позволяют "гулять" цифрам в весьма широком диапазоне. Поэтому чаще всего, по моему субъективному мнению, оценщики подгоняют цену "под заказ" или Фонда, или запланированного покупателя объекта. Реальную цену устанавливает только рынок. Поэтому не нужно придумывать всякого рода заморочки в виде инвестиционных обязательств, которые отсекают от участия в конкурсе на приобретение предприятий потенциальных инвесторов. Нужно выставлять объекты приватизации на открытые аукционы. Тогда государство получит в бюджет реальные суммы. Пример — продажа "Криворожстали".

Но аттестованные оценщики ведь несут ответственность за сделанную оценку предприятия. Речь идет о государственном имуществе стоимостью в сотни миллионов долларов.

Какую ответственность? Чем отвечает оценщик за выдачу преднамеренно фальшивой оценки? Ничем! Пока ни одного лжеоценщика к уголовной ответственности не привлекли, хотя липовые оценки, уверен, штампуются под заказ сотнями.

И все-таки, почему их не привлекают к ответственности?

Предполагаю, что уставный фонд оценщика "Бюро Маркуса" составляет несколько десятков тысяч гривен. Что можно взять с этого Бюро? Ничего! Для оценки таких объектов, как ЗТМК, нужно привлекать всемирно известные юридические фирмы. Тогда оценка будет настоящей, а не фиктивной, с помощью которой обворовывают народ Украины. Даже дилетанту понятно, что озвученная Фондом оценка ЗТМК липовая. Чтобы сохранить свое лицо как ответственной госструктуры Фонд госимущества должен немедленно "оценку" отменить, бюро Маркуса лишить лицензии, а материалы передать правоохранительным органам для возбуждения уголовного дела.

Почему вы считаете, что титано-магниевый комбинат стоит именно 500-600 млн долларов?

Приведу ориентировочные цифры, получаемые на основе доходного метода оценки. Мощность ЗТМК — 12 тыс. тонн титановой губки в год, а при модернизации производства может быть увеличена в 2 раза. При цене титановой губки на мировых рынках в пределах 8-13 долларов за один килограмм, а себестоимости около 7 долл./кг годовая прибыль комбината составляет не менее 40 млн долларов. Учитывая, что срок окупаемости вложений в тяжелую промышленность обычно принимается равным 15 годам, получаем ориентировочную стоимость ЗТМК в 600 млн долларов. Такие деньги может получить бюджет Украины при прозрачной продаже этого комбината на аукционе.

А найдутся ли покупатели за такую сумму?

Я уверен, что покупатели выстроятся в очередь. Ведь титановая губка сегодня пользуется большим спросом на мировых рынках. Наибольший интерес приобрести ЗТМК имеют российские финансово обеспеченные компании. Они не только заплатят названную сумму, но и за свои деньги проведут модернизацию и реконструкцию производства на ЗТМК, что безусловно выгодно Украине. Если господин Фирташ и его компании тоже хотят приобрести этот актив, то пусть на общих правах участвуют в открытом аукционе. Пусть платят государству живые деньги, а не пытаются выцыганить уникальное предприятие бесплатно под какие-то обещания превратить ЗТМК в Нью-Васюки. Да еще, похоже, вводят в заблуждение президента Украины.

Как это понимать?

Судя по откликам в прессе, Фирташ рассказывает Януковичу басни о безусловной выгоде для государства, по сути, дарения потенциальному инвестору Запорожского титано-магниевого комбината под обещания, что тот внесет инвестиции в размере 500-700 млн долларов на модернизацию производства. Потенциальным инвестором здесь Фирташ, естественно, считает себя и свои компании.

Как будут передавать ЗТМК Фирташу

Может, действительно, Фирташ в будущем вложит названные финансовые ресурсы в модернизацию комбината?

Пока дальше пустых обещаний никакой серьезной модернизации титановой промышленности Украины почему-то не происходит. В частности, "Крымский Титан" далеко не на подъеме. На ЗТМК искусственно созданы убытки на сумму 800 млн грн. Выявлены крупные финансовые нарушения, хотя комбинат априори должен быть прибыльным и в состоянии обеспечить реконструкцию даже за счет своей прибыли. Вольногорский горно-металлургический и Иршанский горно-обогатительный комбинаты развиваются хуже, чем до попадания в разорительную аренду "Крымским Титаном". "Сумыхимпром", как говорится, "в долгах, как в шелках". Это факты, а не обещания.

Почему же Кабинет Министров Украины принимает постановление №243 (о передаче имущества ЗТМК Фонду госимущества и создании ООО с долей государства в 51%) , которым фактически утверждается сценарий бесплатного выведения из государственной собственности этого уникального промышленного объекта? Коррупция по-крупному?

Спросите Азарова, Пшонку, руководителей СБУ. Задача названного постановления — создать видимость законности операций и соорудить зонтик прикрытия от привлечения рано или поздно заказчиков и исполнителей этой операции к ответственности.

Как выглядит схема по выводу предприятия из госсобственности?

Сценарий примитивно прост. Фонд госимущества под лозунгом привлечения инвестиций для реконструкции производства на базе казенного предприятия "ЗТМК" создает некое Общество с ограниченной ответственностью (ООО). В уставный фонд ООО государство вносит целостный имущественный комплекс ЗТМК (?!) и получает за это долю 51%. А частный "инвестор" пообещает внести деньги на реконструкцию и получит долю 49%. Все. Финита ля комедия. Государство теряет ЗТМК и не получает ни копейки денег в бюджет. А "инвестор", по сути, переложит обещанные деньги из одного своего кармана в другой и завладеет уникальным промышленным объектом.

Но ведь взамен взносу государство получит контрольный пакет в ООО — долю в 51%?

Это разговоры для простаков. Пыль в глаза. Опыт функционирования ЧАО "Крымский Титан", где у государства 50% плюс 1 акция, свидетельствует, что государство в этом ЧАО ни на что не влияет, ничего не решает и фактически играет с другим соучредителем, у которого 50% минус 1 акция, в поддавки. Дурной пример заразителен. Криминалу в Украине придают рекламно-романтический облик. Особенно когда уполномоченные на борьбу с ним госструктуры бездействуют.

Что же надо делать, чтобы такое не случилось?

Ну, во-первых, нужно, чтобы СБУ и Генпрокуратура выполнили возложенные на них функции защиты государственных интересов. Во-вторых, Кабинет Министров просто обязан, исходя из национальных интересов, отменить постановление Кабмина от 23.01.2012 №243, а Фонд госимущества — все приказы и распоряжения, выданные во исполнение этого постановления. Далее — принять постановление Кабмина о продаже ЗТМК исключительно на открытом аукционе за живые деньги, которые прямо пойдут в бюджет Украины. Будет не менее 5 млрд. гривен.

А что плохого в том, что ЧАО "Крымский Титан" стремится заполучить кредит на 2,7 млрд грн?

Ничего плохого в этом не будет, если такой кредит ЧАО "Крымский ТИТАН" возьмет после продажи государственного пакета 50% плюс 1 акция. Сейчас же действия руководства ЧАО "Крымского ТИТАНа" по получению кредита приведут к снижению стоимости, цены государственного пакета акций при его продаже. Ведь покупатель пакета вынужден будет выплачивать этот кредит и проценты по кредиту. Сумма кредита, как видим, громадная. Такой кредит понизит цену госпакета акций.

Видимо на получение такого крупного кредита "Крымский ТИТАН" получил согласие Фонда госимущества?

Вот этот фокус, похоже, шокировал общественность. Главный вопрос здесь: кто из госчиновников подписал согласие "Крымскому Титану" на взятие кредита размером 2,7 млрд грн непосредственно перед продажей госпакета акций. И это при том, что в наблюдательном совете ЧАО "Крымский Титан" четыре из семи членов 0 представители государства. Без согласия наблюдательного совета правление общества не вправе принимать такие глобальные решения. Сегодня действия правления и наблюдательного совета наносят ущерб государству в особо крупных размерах. Неприкрытый криминал.

А это возможно после всех судебных тяжб между Фондом госимущества и "Крымским Титаном"?

Сама по себе судебная тяжба между государством и предприятием, в котором у государства контрольный пакет 50% плюс 1 акция — это нонсенс. Такое возможно в случаях преднамеренной игры государства в поддавки владельцу меньшего 50% минус 1 акция пакета. Результат этой неправомерной тяжбы — ущерб государству на сотни миллионов долларов.

Но ведь компания Ostchem Germany GmbH , которой принадлежит 50% минус 1 акция, будет против такого решения.

Ну и что из этого? Пусть будет против. Государство изначально оставляло у себя пакет 50% плюс 1 акция, чтобы контролировать ситуацию. Вот и настал час, когда государство обязано реализовать свое право главного акционера. Учитывая больший размер государственного пакета акций в уставном капитале "Крымского Титана", Фонд госимущества может принять и реализовать решение о смене типа акционерного общества с частного (ЧАО) на публичное (ПАО) с дальнейшей продажей государственного пакета акций этого общества на открытом аукционе.

Спасибо, Валерий Леонидович, за открытую беседу, откровенные и однозначные ответы на поставленные вопросы.