Верховная Рада Украины — царство парадоксов

В первый же день работы в Верховной Раде мне выдали на руки тяжелый пакет. Пока решались организационные вопросы, связанные с работой Комитета, я забыл об этом пакете, но в один из вечеров он попался мне на глаза

Разложив все его содержимое на столе, я обнаружил: Конституцию, ключевые нормативно-правовые акты, телефонный справочник, инструкции и постановления ВРУ, газету, блокнот и ручку. Привыкший к тому, что весь бизнес может уместиться в смартфоне, я, признаться честно, опешил, но глубоко задумался. Эта история показательна тем, что наглядно демонстрирует, насколько декларируемые принципы не совпадают с реальностью. Разберемся детально.

Парадокс 1: Украина — цифровое государство

Я человек из бизнеса, который всю свою сознательную жизнь занимался развитием и внедрением современных цифровых технологий. Прорывы в спутниковой связи, строительство ШПД в отдаленных уголках страны, трансконтинентальные транзиты и т.д. — ерунда! До тех пор, пока в высших органах государственной власти информацию, которая есть в свободном доступе в Интернете, раздают в печатном виде. И это всего лишь звено одной большой цепи, в которой элементами также являются электронная почта, которая начинает функционировать лишь через 2 недели работы, и до сих пор не актуальный официальный сайт Комитета.

42 тонны использованной бумаги в 2014 году в Аппарате ВРУ! Вдумайтесь в это количество! Лично для меня это необъятный объем. Коллеги по Фракции подсчитали, равный двум футбольным полям.

Парадокс 2: Для развития цифрового общества Украине необходимы инвестиции

Вернусь к бизнес-опыту. Принимая участие в различных форумах, круглых столах, открытых и закрытых совещаниях в качестве гендиректора крупного телеком-оператора, не раз приходилось слышать о том, что государству необходимы внутренние и внешние инвестиции для развития цифрового общества со всеми его структурными элементами. Так вот, не нужны! Даже при поверхностном изучении ситуации изнутри, без глубокого анализа можно найти миллионы гривень, которые просто выбрасываются в мусор. В Верховной Раде на покупку бумаги, приобретение и обслуживание принтеров и копиров, на печатные издания ВРУ в прошлом году потратили более 3 млн грн. При этом на разработку и внедрение электронного правительства ориентировочно потратили порядка 20 млн грн.

Парадокс 3: Коэффициент полезного действия

Не побоюсь признаться, что 30% моего рабочего времени занимает работа с документами: чтение входящей бумажной корреспонденции, написание бумажных (!!!) поручений. Я не за этим шел в политику, чтобы погрязнуть в канцелярской работе. Народ спрашивает об эффективности работы депутатов: пример выше — одна из иллюстраций того, чем на самом деле приходится заниматься. В Аппарате работает, наверное, чуть больше тысячи человек, из них 20 человек занимается ксерокопированием! Эра цифровых технологий, говорите?!

Выводы

Мне кажется, что я пребываю в какой-то параллельной реальности. В Украине достаточно низкая стоимость внедрения систем цифрового офиса. Во многих компаниях штрафуют за бестолковое использование принтеров и копиров. Сотрудники не тратят время и бюджеты на переезды для участия в совещаниях, используя видеоконференцсвязь. То, что привычно и доступно за стенами госорганов, здесь является инновациями.

Хочется написать много и эмоционально, но продолжаю следовать принципу "возьми и сделай". Сейчас работаем над проектами законов и постановлений ВРУ, которые максимум процессов переведут в электронный формат. Моя задача состоит не в том, чтобы написать и растиражировать на несколько листов еще один документ, который подошьют в папку и сдадут в архив — кстати, тоже бумажный! Это будет четкий бизнес-план. И мне хочется, чтобы поставщики оборудования и программного обеспечения, разработчики софта в последний раз поверили в необходимость инвестиций в развитие цифрового государства!