Вернуть экзамены в вузах – сделать 10 шагов назад

Конкурс по результатам внешнего независимого оценивания – самое большое достижение украинской системы образования. Вернуть экзамены в вузах – 10 шагов назад
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

большим достижением системы образования считаю поступление в вузы по результатам внешнего независимого оценивания. Почему? Это единая для всех и каждого система оценивания. На эту оценку не может повлиять ни особенное отношение к будущему абитуриента школьного учителя (хорошее, предвзятое или подкуп), ни отношение представителя вуза. Я бы не исключала, что и результаты независимого тестирования в отдельных случаях могут быть нечестными. И все же внешнее независимое оценивание знаний – это прорыв. А возврат к экзаменам в вузах, который сейчас обсуждается – фактически был бы отказом от достижений последних лет.

Даже если баллы вуза будет учитываться вместе с результатами тестирования – это все равно не исключает злоупотреблений (т.е. коррупции) и субъективизма при оценивании. Если вузы считают, что независимое оценивание недостаточно хорошо выявляют некоторые способности абитуриентов, возможно им стоит дать свои рекомендации по формированию тестов.

Также уверена, что средний балл аттестата был слабым звеном вступительной кампании этого года. Все мы понимаем: знания одного и того же ученика в двух разных школах оценят по-разному. Прибавляем к этому возможность покупки оценок (никуда в нашей стране от этого не деться) и получаем… неравенство. Видно его порой невооруженным взглядом. Иначе как, например, объяснить, что у некоторых абитуриентов этого года по всем определяющим рейтинговый балл предметам, включая профильный, баллы по результатам тестирования заметно ниже среднего в аттестате. А ведь эти, скорее всего незаслуженные, 30-40 баллов очень даже влияют на место абитуриента в рейтинговом списке. Это замечают и обсуждают сами абитуриенты.

На самом деле понятно, зачем было решено учитывать средний балл аттестата – чтобы у школьников был стимул уделять внимание всем школьным предметам. И все же, если Минобразования хочет оставить эту норму, чиновникам следует больше внимания уделять тому, как обеспечить справедливость оценок.

Еще один минус вступительной кампании, в том числе личного опыта (как я уже писала ранее – мой сын абитуриент) касается популярных вузов – очереди при подаче документов. Об этом много говорилось. Похоже, что у чиновников системы образования есть понимание того, что бумажная подача документов – прошлый век.

Понятно, что образовательная  система будет сопротивляться изменениям. Мы услышим массу доводов в пользу того, что невозможно или нецелесообразно переходить на электронную систему. Уже давно пора переходить на новый уровень! И наработки есть – работающая система Украинского центра оценивания качества образования.