Владелец сети «Эко-маркет» Святослав Нечитайло: «Проект „Эко-маркет“ начинала развивать группа наемных менеджеров из Прибалтики»

Владелец сети «Эко-маркет» утверждает, что брать плату за вход нового бренда в торговую сеть украинские супермаркеты научили мировые ритейлеры

- Сеть супермаркетов «Эко-маркет» и винно-водочная компания «Национальные алкогольные традиции» (ТМ «Хлебный дар», «Цельсий», «Коблево») возникли как результат развития вашего дистрибуционного бизнеса — компании «Баядера». Но что было до этого? С чего вы начинали свою бизнес-деятельность?

— Наверное, как и всех украинских бизнесменов 30—40-летнего возраста, в бизнес меня привела ситуация, которая сложилась в Украине после распада Советского Союза. Тогда только зарождалось предпринимательство, и я решил попробовать себя в бизнесе. Будучи к тому времени студентом, я организовал поставки из Москвы в Горловку бакалейных изделий, а потом сигарет. Вскоре открыл склад-павильон с разнообразной продукцией, а потом — магазин оптовой и розничной продажи. А уже из магазина выросла компания «Баядера».

- Сколько у вас было партнеров?

— Моими партнерами были и остаются мама и тетя, но присоединились они к бизнесу не сразу, а когда он стал разрастаться быстрыми темпами — где-то в 1996—1997 годах. Тогда понадобились менеджеры с серьезными управленческими навыками. Благо, у моих мамы и тети они были. Так они и пришли в компанию.

- А почему вы не брали других партнеров в свой бизнес? Справлялись самостоятельно?

— Тогда я считал, что партнерство — не для славянской ментальности. В единицах случаев партнерство украинских предпринимателей приводило к позитивным результатам, поскольку оно эффективно, когда есть очень четкое разделение обязанностей. Сейчас моими партнерами становятся люди, проработавшие в моей компании много лет.

- Почему дистрибьюторская компания «Баядера» в какой-то момент решила стать производителем водки и вина?

— Это эволюционный процесс. На каком-то этапе мы поняли, что хотим следить за качеством продукта, который продаем, и вносить в процесс его создания те или иные идеи. И выход был один — стать производителем.

- Компанией «Национальные алкогольные традиции» сейчас управляет ваша мама. Почему вы сконцентрировались на развитии сети «Эко-маркет»? Вы считаете, что этот бизнес сложнее в управлении, чем винно-водочный?

— Это получилось случайно. Проект «Эко-маркет» начинала развивать группа наемных менеджеров из Прибалтики, которые имели опыт работы в ритейл-бизнесе. Ведь в то время ритейл наиболее бурно развивался в России и Прибалтике. Вот я и пригласил в свою компанию этих специалистов. Но был недоволен темпами развития сети и принципами ее построения. И потому сам взялся за ее управление. Моей целью было привести торговый бизнес в порядок и продать. Но потом меня засосало. И сейчас ритейл для меня — такой же приоритетный бизнес, как и производственно-дистрибуционный.

- Как вы вообще вышли на рынок ритейла?

— В свое время мне казалось, что ритейл — это производное от дистрибуционного бизнеса, его логическое продолжение. Когда я стал глубже вникать в него, понял, что очень глубоко заблуждался. Ритейл и дистрибуция совершенно непохожие друг на друга бизнесы. А к созданию торгово-развлекательных центров («Европорт». — «ДЕЛО») нас подталкивает ситуация на рынке недвижимости. Мы бы с удовольствием занимались только ритейлом, если бы могли выбирать помещения или земельные участки. Сегодня, к сожалению, не можем этого делать. Мы приобретаем землю по баснословной цене и вынуждены максимально использовать каждый квадратный метр.

- В конце прошлого года вы рассказывали, что ваша компания осваивает около 50 земельных участков во всех регионах Украины. Как вам достались эти площадки?

— Сейчас в работе уже даже больше 50 участков суммарной площадью около 100 гектаров. До 90% из них мы арендуем, остальные покупаем. Такой высокий процент аренды объясняется тем, что на сегодняшний день местные власти предпочитают не продавать объекты или участки, либо цена настолько высока, что выгоднее их арендовать. Достались они нам различными путями: как через риелторские агентства, так и через личные связи и различные внешние контакты.

- Что вы будете возводить на этих участках?

— Судьба этих участков на 90—95% предрешена: на них мы построим либо супермаркеты («Эко-маркет» и «Симпатик». — «ДЕЛО»), либо торгово-развлекательные центры («Европорт». — «ДЕЛО»). Последние — преимущественно в крупнейших областных центрах Украины. Также запустим под отдельной торговой маркой сеть моллов размером 30—50 тысяч квадратных метров. Несколько проектов в регионах Украины уже разработаны, в ближайшее время приступаем к их реализации. Будет и один торгово-офисный центр — в Киеве на месте мебельного магазина «Серго», который мы купили в прошлом году. Сейчас мы готовим разрешительную документацию на этот объект. Строительство центра начнется в начале 2009 года, а сам он появится не позднее 2011-го.

- В течение последнего полугодия вы вели ряд переговоров о покупке торговых сетей. Что это за сети? Чем закончились переговоры?

— Мы постоянно ведем переговоры о покупке объектов для ритейла. Недавно мы заключили соглашение с компанией «Тристан» об открытии на ее площадях трех супермаркетов «Эко-маркет»: двух в Сумах и одного в Конотопе. По другим объектам мы еще ведем переговоры, и говорить о них можно будет после подписания договоров. В начале года мы заявили об открытии 20 супермаркетов в 2008-м. Все эти объекты находятся в работе, и большая часть из них открывается в первом полугодии.

- Вам поступали предложения о покупке сети «Эко-маркет»?

— Такие предложения поступают регулярно. Но в ближайшие три года сеть точно не будет продана. Прогнозировать дальше не буду, потому что не от одних нас зависит, как будет развиваться ситуация в украинском ритейле. Все будет зависеть от стабильности политической ситуации в Украине и от желания иностранных сетей войти на украинский рынок. Сейчас они медленно заходят в Украину. Но если ускорят темп, ситуация может измениться.

- Компания «Национальные алкогольные традиции» уже готовится к IPO. «Эко-маркет» тоже может выйти на рынки внешнего заимствования?

— В течение трех лет «Эко-маркет» обязательно сделает частное размещение небольшого пакета акций — 10—12%. Говорить о чем-то большем мне сложно, поскольку я не знаю, что произойдет за эти три года со структурой мирового рынка. Сегодня IPO интересно только для лидеров украинского ритейла (сети «Сільпо», «Фуршет», «Велика кишеня». — «ДЕЛО»). Их размещение может пройти достаточно эффективно, если только не случится какой-либо катаклизм на мировом рынке. Но не думаю, что в настоящее время IPO будет успешным у компаний, не входящих в тройку лидеров украинского ритейла.

- Украинские производители жалуются на существование платы за вход в торговую сеть — так называемых маркетинговых отчислений, которые достигают баснословных размеров и зачастую становятся причиной отказа от сотрудничества с сетью. Кто придумал такую мзду?

— Платежи за полки — это нормальная как общемировая, так и украинская практика. Ее внедрили мировые ритейлеры, показав нам пример, как нужно делать. Сегодня значительный процент от стоимости товара, поставляемого в Меtro, приходится платить в качестве различных бонусов: оплата позиций, на открытие нового магазина, маркетинговый бонус, ретробонус — всего около 7 или 8 видов. Это очень пестрая гамма платежей! В Украине ни одна сеть не зарабатывает на маркетинговых отчислениях столько, сколько Меtro! Просто иностранные ритейлеры настолько профессиональнее украинских собирают эти дополнительные сборы, что нам еще, поверьте, только учиться и учиться. Украинские сети действуют более грубо, а у иностранных все завуалировано, в официальной форме.

- В «Эко-маркет» существуют такие маркетинговые отчисления?

— Да, конечно, и это не является секретом. В «Эко-маркете» такие платежи варьируются на разные группы продукции, где-то их даже нет.

- Практически все крупные торговые сети работают с private label. Вы планируете запустить собственную торговую марку?

— Обязательно. И прежде всего это будут товары группы с быстрым оборотом. Но на сегодняшний день для эффективного вывода собственной марки и работы с ней у нас еще недостаточно развита сеть. Поэтому наш private label появится в 2009 году, когда мы будем оперировать 60—70 супермаркетами.

Info. Святослав Нечитайло

Генеральный директор компании «Эко»

Родился 29 мая 1974 года в г. Горловка Донецкой области.

 В 1998 году окончил Донецкий государственный университет по специальности «бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности», получил квалификацию «экономист».

Трудовую деятельность начал в 1991 году директором МЧП «Лилия».

С 1993 по 2004 год работал в компании «Баядера» (директор МЧП «Баядера», торговый представитель, директор по маркетингу, директор-распорядитель).

С февраля 2004 года — генеральный директор ООО «Эко» (5100 сотрудников, 46 продуктовых супермаркетов «ЕКО-маркет» по всей территории Украины с оборотом $220 млн. в 2007 году, 8 торговых центров).

Женат, воспитывает двоих дочерей.

226,9 млрд. грн.составил оборот украинской розничной торговли в 2006 году, по данным Госкомстата

Крупнейшие игроки торгового ритейла:

Fozzy group (ТМ «Сільпо», «Фора», «Фоззи»);

Metro C&C Ukraine (ТМ Metro Cash&Carry);

«Фуршет» (ТМ «Фуршет»);

«АТБ-Маркет» (ТМ «АТБ-Маркет»);

«Квиза Трейд» (ТМ «Велика кишеня»);

«Амстор» (ТМ «Амстор»);

Корпорация «Пакко» (ТМ «Вопак», «Пакко»);

«Интермаркет» (ТМ «Интермаркет», «Арсен», «Барвінок»);

«Таврия-В» (ТМ «Таврия-В»);

«МегаМаркет» (ТМ «МегаМаркет»);

«ЭКО» (ТМ «Эко-маркет», «Эко плюс», «Симпатик»).

Иностранные ритейлеры в Украине:

Metro Cash & Carry (Германия);

Billa (Австрия);

Spar (украинский оператор, купивший франшизу у голландской компании);

«Патерсон» (Россия);

X-5 (Россия);

О'кеу (российский и эстонский капитал).

Портфель брендов компании «Национальные алкогольные традиции»:

«Хлебный дар»; «Цельсий»; «Байка»; «Козацька Рада»; «Перша гильдия»; «Коблево»; BonVin; La Femme.