- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
Владелец туристического агентства «Гамалия» Игорь Голубаха: В самом начале компания занималась торгово-посредническими операциями. Как одно из направлений решили попробовать туризм
– Игорь, Вы окончили Киевский институт инженеров гражданской авиации и четыре года работали в производственном объединении им. Королева. Почему решили заняться турбизнесом?
– После окончания института я по направлению попал в Сухумский объединенный авиационный отряд. Поработал там три года и с трудом вырвался оттуда. Меня хотели оставить там, ставили начальником, а мне все это не нужно было.
– Из Сухуми вы сбежали в Киев?
– В Киев. Причем первое время работал на рабочих должностях: был простым электриком, потом начальником узла на объединении им. Королева.
– А как вы оказались в Октябрьском райкоме партии на должности инструктора?
– Я был достаточно активным человеком. А в 80-х годах активные могли добиться карьерного роста, только будучи членом партии. В институте я коммунистом не стал. Во время работы в Сухуми меня хотели принять в партию, но я был не той национальности, а у местных коммунистов была другая разнорядка.
В качестве инструктора Октябрьского райкома партии я курировал все индустриальные заводы Октябрьского района Киева.
– Что вам дала работа в райкоме? Полезные контакты?
– Контакты — нет, потому что я не был каким-то большим начальником. Это, скорее, была школа работы с документами, общения с людьми. Потому что ко мне в день приходили 30-40 жалобщиков.
– Партийную карьеру вы сделать не успели — наступил 1990 год...
– Да, и я, как все, решил заняться бизнесом. В 1990 году совместно с тремя партнерами создал коммерческую структуру «Ассоциация делового сотрудничества «Украина», которая занималась торговлей, производством, в частности, игрушек. Это было время дикого капитализма — нужно было попробовать все. Эта коммерческая структура и сейчас успешно работает. Но в 1991 году мне захотелось отделиться и попробовать делать бизнес самому. Так я организовал компанию «Гамалия». Я тогда надеялся, что придет какой-то добрый дядя и даст много денег. Поэтому создавал «Гамалию» под предполагаемые инвестиции канадской диаспоры.
– Какого-то фонда или частных лиц?
– Частных лиц.
– Вы изначально создавали «Гамалию» как турагентство?
– В самом начале компания занималась торгово-посредническими операциями. Как одно из направлений решили попробовать туризм. Привлекли специалистов, выделили им определенный бюджет. Но заранее запланировали для них убытки. Только в 1993-1994 годах увидели перспективу, поняли, что туризм — интересное и перспективное направление для Украины. Поэтому начали системно развивать «Гамалию» как туристическую компанию.
– От торговли вы совсем отказались или это направление по-прежнему есть в структуре «Гамалии»?
– Есть другие компании, которые параллельно занимаются этим бизнесом. Они связаны со мной, но не с торговой маркой «Гамалия». У самой «Гамалии» на сегодняшний день есть дочерние компании, одна из которых организовывает круизы по Днепру. Перед другими компаниями поставлена задача создать сеть SPA-отелей по Украине. Сейчас ведутся переговоры с инвесторами, иностранными и украинскими компаниями, по двум таким проектам. Также есть интересы в строительстве — девелоперская деятельность.
– SPA-отели в каких городах?
– Уже куплен и арендован гектар земли в Каменец-Подольском и 8 гектаров в Схидныце.
– Вы считаете, что в Каменец-Подольском перспективно строить SPA-отель?
– В 1997 году, когда я познакомился с мэром города, он сам не верил, что Каменец-Подольский вскоре станет одним из туристических центров Украины. К счастью, у нас это получилось. С 1998 года мы системно занимаемся популяризацией этого города. Те, кто приезжают спустя 7-8 лет, не узнают его, потому что город быстро меняется. Там появляются гостиницы, рестораны, бары, ремонтируются дороги, музеи. На сегодняшний день Каменец-Подольский является третьим по посещаемости городом в Украине.
– В каком году туризм был наиболее рентабельным бизнесом?
– Наверное, в середине 90-х годов. Потому что в 1995-1996 годах мы могли позволить себе убытки в 300 тысяч долларов при открытии чартерных программ на Таиланд. Я могу сказать, что вся украинская авиация в то время стояла на плечах 3-5 туристических компаний, которые брали на себя все риски по открытию стран. Ведь сначала мы запускали чартерные программы, а потом авиакомпании переводили их в регулярные. Так, мы открыли Италию, Испанию для «Международных авиалиний», Таиланд для «АэроСвита», который сейчас выполняет туда регулярные рейсы.
Но в то же время тогда росло количество турфирм, которые получали лицензии для занятия туристическим бизнесом с единственной целью — отправлять людей на заработки за границу. Тем самым они создавали сложности нам, туристическим компаниям, при открытии виз в посольствах. Мы до сегодняшнего дня ощущаем на себе отголоски того дикого желания быстрого обогащения.
– Другие проекты, кроме SPA-отелей, вы планируете?
– На протяжении последних 3-4 лет я устал отказываться от предложений покупки гостиниц и прочих объектов. Так же, как и о покупке доли в «Гамалии». Такие предложения поступают каждую неделю.
– Какие гостиницы предлагают?
– Гостиницы во всех регионах Украины.
– Кто желает купить «Гамалию»?
– Люди, обладающие деньгами и имеющие отношение к отельному бизнесу. Они понимают, что оператор «Гамалия» — это достаточно большой плюс в развитии отельной сети.
– То есть предложения вам поступают от собственников гостиничных сетей?
– От различных финансовых фондов, украинских и иностранных, по поручению людей, которые сотрудничают с ними.
– Было предложение, которое вас по-настоящему заинтересовало?
– «Гамалия» оценивается достаточно дорого, но я сам для себя не определил, за сколько готов продать ту или иную часть своей компании.
– Вы были одним из лоббистов Закона «О туризме». Как изменился рынок после его принятия?
– Во-первых, мы четко структурировали отрасль. Избавили гостиницы от необходимости получать лицензию на осуществление туристической деятельности. Во-вторых, мы заставили все туристические компании легализовать свои обороты. Раньше 90% фирм из 5,5 тысячи работали в тени, не показывали свои доходы или были страшно убыточными. Директора ездили на Mercedes, Toyota, но официально компании работали в минус, зарплаты людям не выплачивались. Налоги платили 100 турфирм из 5,5 тысячи. Директора некоторых турфирм мне тогда говорили: «Ну не мешайте нам, не меняйте законодательство. Мне легче заплатить 100 долларов и решить все вопросы».
Но только был принят этот закон, произошла революция. И вскоре был уничтожен центральный орган туристической отрасли.
– Отрасль пострадала после упразднения турадминистрации и создания Министерства культуры и туризма?
– Сегодня туристическая служба находится на задворках, только сейчас она начинает разбираться, что и как. Поэтому механизм реализации Закона «О туризме» не запущен, он не работает сегодня.
Если мы хотим, чтобы туризм был, как и говорит Закон «О туризме», одной из приоритетных отраслей украинской экономики, нам нужно создать туристическую инфраструктуру. А для этого должен быть центральный орган со своей программой развития туристической индустрии. Ведь туризм — это не только туристические компании. Они дают смешные проценты дохода в бюджет. Основные поступления делают гостиницы, авиакомпании, рестораны, центры развлечения.
– На бизнесе «Гамалии» сказался приход на украинский рынок турецких операторов «Туртесс», «Тезтур»?
– Не сильно. Потому что мы никогда не занимались «мешочничеством». Есть многие компании, которые работают с дешевыми рынками и отправляют туристов неизвестно куда, в непроверенные отели. Мы же не продаем вообще трехзвездочные гостиницы в Турции, а специализируемся на дорогостоящих гостиницах с хорошим сервисом.
– Турецкие туроператоры подняли цену в этом году потому, что конъюнктура рынка изменилась или закончился период туров по демпинговым ценам?
– Они завоевали определенную долю рынка. Сформировали достаточное количество турагентов, которые продают их продукт. Поэтому сегодня они поставили реальную цену на свои продукты.
– Многих украинцев, которые могут себе позволить Европу, останавливают визовые требования и непредсказуемость посольств Шенгенской зоны. Подписанное летом соглашение между Украиной и ЕС об упрощении визового режима разрешит ситуацию?
– Заявления министра иностранных дел, премьер-министра о том, что они уже договорились, упростили визовый режим, вы уже завтра в Европе, — это популизм, политика. Если это произойдет, на следующий же день последует реакция — ужесточение со стороны посольств требований к туристам. Мне не удалось еще ни одного сотрудника МИДа убедить, что в список лиц, которые участвуют в программе упрощения визовых процедур, кроме молодых специалистов, пенсионеров, которые в основной массе не могут себе позволить таких поездок, нужно записать туристов. Они такого не хотят делать. Боятся или стесняются. А может, не доверяют туроператорам.