Владыка Павел: Синод пока не благословил меня на выборы в Киевсовет

Архиепископа вышгородского, наместника святой Киево-печерской лавры сватают в депутаты киевсовета сразу две политические силы — коммунисты и Партия регионов.

вышгородского, наместника святой Киево-печерской лавры сватают в депутаты киевсовета сразу две политические силы — коммунисты и Партия регионов.

Скажите, правда ли, что вы баллотируетесь в Киевраду не то по списку Компартии, не то по списку Партии регионов?

Нет, я никак не могу проходить по этим спискам, так как у меня есть Синод, есть предстоятель церкви, и речи о выборах пока еще никто не вел. Меня еще никто не благословил. Так что это только слухи.

А велись ли какие-то переговоры между вами и ЦК Компартии?

Они когда-то мне предлагали принимать участие в выборах вместе с ними, но я четко не ответил ни да, ни нет.

Владыка, прокомментируйте, пожалуйста, указ президента, согласно которому Лавра должна перейти из муниципальной в государственную собственность?

На самом деле указ президента не имеет силы. Дело в том, что там нет точных указаний, говорится только об «улучшении жизни Лавры». Я собирал многих экспертов, юристов, которые подтвердили, что этот указ не может быть исполнен по той причине, что на такое должны дать свое согласие мэрия и депутаты Киеврады. Перед тем как издавать такие указы, надо подумать, не приведет ли это к каким-то непредвиденным последствиям.

Расскажите, а что на самом деле произошло с Лаврскими вратами?

Ночью, где-то после одиннадцати, они сами по себе рухнули, я даже не был тогда в Лавре. На самом деле врата были на 60% изношены. Мы обращались несколько раз к директору музея, он сказал, что у него нет денег. Мне прислал письмо: вы должны поремонтировать. У нас тоже нет денег ремонтировать государственные учреждения. Я был в командировке, когда мне позвонили — обвалилась арка какая-то, слава Богу, что ночью.

Так врата сами рухнули?

К удивлению, когда что-то рухнет, то прибегают сразу все журналисты. Но когда мы пригласили уже на отстроенные ворота, практически никто не пришел.

Некоторые прихожане жалуются, что не могут попасть в пещеры. Что там происходит?

Я хотел бы, чтобы вы показали мне человека, который говорит подобные вещи. Никаких ограничений нет. Если работы идут, то наружные. А внутри никто ничего не делает.

То есть можно без проблем пройти в пещеры?

Да, без проблем. До 5 часов, как положено, дальше помещение закрывается для уборки, протирки стекол.

А в каком состоянии пещеры сейчас?

А вы зайдите да посмотрите. В места, где находятся мощи, не могут не пускать. Есть варяжские пещеры, туда не пускают, потому что они в основном засыпаны, и туда по сегодняшний день даже монахи не заходят. А то, что было передано монахам в свое время, все открыто. Добро пожаловать.

Как часто вы ездите в Москву?

Такой глупый вопрос. Я же не спрашиваю, чем вы занимаетесь ночью. Когда нужно, тогда и еду.

А кто вас встречает?

У меня там есть друзья, родственники. Почему я должен вам рассказывать? Езжайте со мной и посмотрите, кто меня там встречает и что я там делаю.

А если бы прихожанин захотел пожертвовать миллион гривен, как он мог бы это сделать? Перевести через банк или…

Сделать пожертвование очень просто, если есть желание. Можете положить просто в канавку в храме. Либо же взять лаврский счет в банке и перевести деньги таким образом.

А часто делают крупные пожертвования?

Как кому нужно и когда нужно.

И они используются на ремонт?

Я даже не буду отвечать на ваш вопрос. Естественно, что не на курорты для монахов. А за что же мы делаем ремонт?

Берет ли монастырь кредиты?

Кредиты — это веревка на шее человека, которая с каждым днем затягивается все сильнее. Поэтому Лавра кредитов не берет.

Имеют ли монахи банковские карточки?

Я за других не могу говорить, но думаю, что у тех, кто ездит куда-то далеко, должны быть.

А у вас есть?

Да. Она нужна мне для поездок в Германию, где я прохожу медобследования.

И какая на ней сумма?

Около двух тысяч долларов.

Владыка, а не расцениваете ли вы церковные крестные ходы в поддержку какой-то политической силы как недопустимые?

Крестный ход никак не может быть сопряжен с политической силой. На политические вопросы отвечать не буду, пусть этим занимаются политики.

Были же такие факты еще в 2004 году, когда прихожане вашей церкви…

Почему нашей церкви? А если униаты, Филарет выступают на митингах «оранжевой» революции, разве это не то же самое? Разве наша церковь в этом участвовала? Вы видели наших священников, епископов? Дело в том, что церковный крестный ход организовывается вокруг церкви, когда есть священник, главенствующий на этом ходе. А то все это — хождение по мукам.

Известно, что на ваших службах молятся за здравие Алексия, Владимира…

Мы молимся за всех и за вся. Просто Алексий и Владимир — не исключение.

Тяжело ли вести церковное хозяйство в Лавре? И сколько на это уходит средств?

Знаете, сегодня тяжело вести. Растут цены на топливо, удобрение, технику. К тому же полгода назад наш скот заразили туберкулезом.

Владыка, скажите, почему в Украине, по мнению многих экспертов, представлены, наверное, все секты мира?

Дело в том, что Украина — это берлога всех сект, которые к тому же запрещены по всему миру. Они нашли свое пристанище в Украине. Причина, я думаю, в желании финансовой наживы, а также соблазне ввести человека в обман. Сейчас настало время нестабильности.

А какие конкретно организации Православная церковь причисляет к сектам?

Все, что есть вне Церкви, — секта.

Я знаю, что у вас в семинарии преподают сектоведение. Что конкретно семинаристы на нем изучают?

Я думаю, что по этому вопросу надо обращаться в академию. То, что мы учили, было давно, а за последнее время наплодилось великое множество сект.

А как Украинская православная церковь борется с сектами?

Мы никак не можем с ними бороться. Они зарегистрированы государственными органами власти. Но говорим на проповедях, в статьях, интервью: будьте осторожны, секта. Секта, которая губит и душу, и тело. Многие сегодня занимаются бог весть чем. Мои знакомые живут в Комсомольске, и там появилась секта, которая продавала таблетки, содержащие наркотическое вещество. И разоблачила эту секту бабушка одного из молодых людей, в нее попавших.

А какие религиозные организации наиболее опасны?

Знаете, всякая опасность — для души. Апостол Павел говорит: «Если учат вас не так, как мы научили, то будет анафема». Это прямое изречение апостола. Все то, что не ведет ко спасению, ведет к гибели.

Скажите, а не считаете ли вы аморальной рекламу Бога на улицах?

Это унизительно для человека, который это сделал. Это насмешка над всем, что есть святое для человека. Нельзя этого делать, размещать подобную рекламу. «Бог меня изменил». А ты что, до этого был дикобразом? Как Бог мог тебя изменить? Тебя Бог не должен изменять. Мы созданы по образу и подобию Христову. Потому что Бог-отец это Невидимое, Вездесущее Существо, и Бог есть любовь. А Христос родился во плоти для того, чтобы нас соединить с отцом, но не изменить. Мы были людьми, ими остаемся. Он привнес заповеди: любить ближнего, любить Бога, как самого себя.

Эти заповеди даны с самого начала, поэтому все было, есть и будет.

Если бы это была реклама, на которой Господь благословляет детей, то это можно понять.

А на тех рекламах написано: «Меня Бог изменил, он дал мне здоровье». А кому Господь не дает? Дает и мне, и дает человеку другой веры, и бомжу, и ученому, и неученому — всякому. Только вот как мы это все применяем в жизни? Я лично сам против этого рекламного нашествия.

Я знаю, что в России существует информационный центр святого Иринея, который занимается культами, сектантами и прочим.

Я не могу сказать, что делается в России, но могу сказать, что те организации, которые не имеют исторических корней, были сняты с регистрации и запрещены. А у нас, к сожалению, всего этого нет. Вот и хлынули со всего мира все секты сюда, в Украину.

Как вы считаете, нужно ли нам ужесточить наше законодательство, создать подобный российскому центр?

Я по этому вопросу уже беседовал и с президентом, и с Балогой, и с другими светскими деятелями, в том числе и депутатами. Но, к сожалению, у нас такого закона нет, и неизвестно, будет ли. Куда уж тут, если у нас сегодня правительство — половина людей сектантских.

А как такое может быть?

Почему вы у меня спрашиваете? Откуда я знаю, почему они там.

Это какой-то виток деградации общества?

Я не могу сказать, деградация это или нет. Деградация сейчас идет не только в правительственных структурах, но и во всем обществе. Сегодня Бога заменили всякими зрелищами, я бы сказал, что сегодня Европа — без Бога. Почему? Потому что там нет ничего святого. Сегодня из святителя Николая сделали Деда мороза. Сегодня вы видите, как язычество у нас расцветает, гороскопы составляются на каждом шагу. И люди, к сожалению, сегодня все хлынули в этот языческий мир.

Люди, ездившие этим летом в Чуфут-Кале, говорят, что батюшка в пещерном храме, который относится к УПЦ, говорит о войне православных против мусульманских татар, которых финансируют спецслужбы Турции. Что, мол, спецслужбы эти провоцируют татар на завоевания. Насколько отцы могут делать подобные заявления на проповедях?

А вы разве не знаете, что они уже создают свои отряды. К чему это идет? Такое, как нам известно, делали в сороковые годы на Западной Украине, и мы знаем, к чему это привело. Я сам слышал, как руководитель их меджлиса выступал и указывал на то, что будут созданы их собственные отряды. А зачем они могут понадобиться? А если крымские христиане сформируют свои отряды, то это уже будет война.

Известно, что в пещеры не пускают, если на лице косметика либо женщина в брюках.

Если человек идет полуголый, то это говорит о низости его культуры. Вы зайдите в собор в Ватикане в брюках или в шортах, или полуголый. Там сразу продаются рубашка, платье, брюки. Это все стоит около 80 евро, все покупают, безропотно, потому что это Ватикан. А пещеры — это что, насмешка? Ведь если вы идете к президенту, то и оденетесь соответствующим образом, а тут вы идете к Богу!

Эксперты говорят, что количество православных снижается. Так ли это?

Нет, не снижается. По одной просто причине — мы видим, что, наоборот, их число очень увеличилось, и храмы переполнены молодежью. И действительно приходят люди, которые хотят поститься, хотят молиться. Я думаю, что если бы не увеличилось число верующих, мы бы не строили храм.

Напоследок, что бы вы хотели пожелать читателям «ДЕЛА»?

Пожелаю, чтобы они действительно были теми сосудами Божьими, в которых живет благодать Святого Духа. Ведь духовный человек — тот, который носит в себе Дух Божий. И человека духовного можно увидеть по его жизни. Он не строптив, не хулиган, не занимается бандитизмом. Духовный человек, как добрый источник, дает напиться всякому жаждущему. Пожелаю, чтобы мы были любвеобильны, терпеливы и кротки. Мир и благодать Святого Духа да пребудет с каждым из нас.