Введение спецпошлин на иномарки было непрозрачным и экономически необоснованным — "Атлант-М"

Директор отделения стратегического развития "Атлант-М" Алексей Терещенко рассказал Delo.UА об необоснованном введении спецпошлин на иномарки и о том, что будет с авторынком в будущем

Как изменился авторынок после кризиса 2008 года? Прошедший 2012 год все еще был кризисным?

Украинский рынок новых иностранных автомобилей упал в 2009 году практически в четыре раза. Затем началось его медленное восстановление, но в целом за три года (2010-2012 год) было продано примерно столько же иномарок, как за весь 2008 год. Рынок отечественных автомобилей упал еще серьезнее, при этом его падение продолжалось и в 2012 году.

Но мы бы не называли 2012 год кризисным, ведь продажи иномарок все-таки возросли на 6%. Скорее, он был тяжелым как для автомобильного рынка, как и для экономики Украины в целом.

Как повлияет на "Атлант-М" введение с 12 апреля спецпошлин на иномарки?

Мы не меняем своих планов по увеличению доли рынка. У наших автоцентров есть свои задачи по росту продаж автомобилей Volkswagen в Киеве и Днепропетровске, а также Škoda, Nissan и Renault в Харькове.

Однако сам рынок иномарок с введением спецпошлин может сократиться, что вызовет корректировку объема заказов и продаж начиная со II квартала 2013 года.

Крупные автоимпортеры стараются до введения пошлин максимально загрузить склады. Делает ли так "Атлант-М"?

Компания "Атлант-М" — дилер, а не импортер, поэтому ситуация зависит от того, сколько автомобилей наших марок до введения спецпошлин сможет ввести импортер. Естественно, мы уже столкнулись с ростом спроса на автомобили и корректируем исходя из этого свою сбытовую политику. Увеличение запасов на складах дает импортеру дополнительно несколько месяцев работы при нормальных ценовых условиях. Все автомобили, которые удастся ввезти до момента повышения пошлин, будут гарантированно проданы в среднесрочной перспективе.

Можно ли отменить введение спецпошлин?

Само введение пошлин было непрозрачным и экономически необоснованным, а с точки зрения процедур ВТО — базируется на некорректных расчетах и не соответствует правилам ВТО. Объявление о повышении пошлин также было сделано с нарушением законодательства. На этом и будут построены дальнейшие действия участников рынка.

Почему западные автоконцерны (Volkswagen, Nissan, Renault и пр.) не хотят наладить производство в Украине?

Последние действия украинских властей в отношении авторынка сами по себе не вызывают желания у автоконцернов инвестировать в Украину. Более того, "убивая" рынок, правительство Украины делает его непривлекательным для строительства иностранных сборочных заводов просто с точки зрения имеющегося в стране спроса на автомобили. Строительство заводов, особенно полного цикла, оправдано лишь при существенных объемах производства и продаж, которые сократившийся украинский рынок не в состоянии обеспечить. А для работы на российском рынке, который сейчас вдесятеро превосходит украинский по масштабам, логично строить завод в России (что основные производители уже сделали), где для автопроизводителей существуют разумные и прозрачные условия работы.

Поддерживает ли "Атлант-М" идею главы ВААИДа об временной остановке импорта авто в Украину?

Наши действия будут зависеть от шагов импортеров, таких, как "Порше Украина", "Рено Украина", "Нисан Украина", "Еврокар". В целом можно ожидать, что в течение некоторого времени импорт приостановится в силу естественных причин. Затем он возобновится, но в основном будут ввозить автомобили, которые не затронут спецпошлины (с дизельными двигателями или бензиновые свыше 2,2 литра).

Какие автомобили из-за введения пошлин "Атлант-М" не будет продавать в Украине (если есть таковые) и почему?

Сейчас импортеры корректируют свои планы по заказу автомобилей. В большей степени это коснется моделей низкого ценового сегмента, особенно тех, у которых нет аналогов с дизельным двигателем. Так, уже было объявлено, что в Украину не будет поставляться новая Nissan Almera, которая разработана и выпущена специально для рынка стран СНГ. Это модель не "навороченная" и достаточно доступна по цене, при этом в модельном ряду украинских автопроизводителей не имеющая сопоставимого по качеству конкурента в своем классе. Станет ли украинским автолюбителям лучше от того, что они не смогут ее купить — ответ очевиден.