Welcome to the club

Почему я рада, что еще одна печатная газета ушла в онлайн

Сегодня вышел последний номер газеты "Экономические известия". Точнее — вышел последний печатный номер. Газета не прекращает существование, просто меняет формат. Зачем, почему и как теперь будут выглядеть новые, электронные "ЭИ", отлично описал в своей колонке главный редактор газеты Дмитрий Горюнов, поэтому повторяться не имеет смысла. Повторить могут только уже сказанные лично поздравления — я поздравляю "ЭИ" с интернетом, уанет — с "ЭИ" и себя — с "ЭИ" в уанете.

Эти поздравления — ни в коем случае не сарказм. Почему для газеты лучше выходить онлайн, а не оффлайн, снова-таки написал Дима. Но отказ от печатной версии в пользу развития электронной выгоден не только им, но и нам (нам — в смысле украинским деловым сайтам в целом, и "Делу" в частности).

Вы скажете, что глупо радоваться появлению конкурента. А я отвечу, что конкурентов в деловом сегменте украинского интернета пока нет. Сегмент настолько мал, что есть только коллеги. Ситуация на рынке деловых онлайн-изданий сегодня точь-в-точь напоминает ситуацию на рынке, например, НПФ пару лет назад: каждого нового участника рынка встречали чуть ли не с фанфарами, так как он был в первую очередь еще одним локомотивчиком, который будет толкать этот рынок, и лишь во вторую — конкурентом.

Именно так я воспринимаю каждого нового участника делового сегмента уанета. Нас — пытающихся доказать, что журналистика в интернете может быть столь же качественной и заслуживающей доверия, как и журналистика на бумаге, — пока еще настолько мало, что говорить о конкуренции не приходится. Про доверие я вспомнила не зря. В 2010 году одна из крупных исследовательских компаний огласила результаты опроса на тему "Какие СМИ вы читаете и каким СМИ вы доверяете". Почти 80% из более 40 тыс. опрошенных тогда ответили, что читают они в основном интернет-СМИ, но те же 80% в ответе на следующий вопрос — "Каким СМИ вы доверяете?" — поставили галочку напротив "печатных"… Мотивы, почему люди не доверяют интернету, назывались самые разные: публикация непроверенной информации, отсутствие юридической ответственности за публикации, отсутствие в сети "серьезных редакций с серьезными журналистами". Этот ответ, кстати, встречался чуть ли не чаще других. Те, кто бумагу делают — серьезные, а у вас там так — мальчики, девочки копипастят…

И вот — серьезные редакции с серьезными журналистами, которые многие годы "делали бумагу", потихоньку кочуют в сеть. Да, толчком к этому в большинстве случаев становятся финансовые проблемы, а не безраздельная вера в будущее интернета. Но важен результат — уанет, и в частности, его деловой сегмент, потихоньку наполняется полноценными ресурсами с полноценными, профессиональными редакциями, готовящими контент ничуть не хуже и ничуть не менее заслуживающий доверия, чем печатный. Чем больше таких появится — перешедших ли, новосозданных ли, — тем быстрее украинские интернет-СМИ избавятся от комплекса "младшего брата" печатных медиа, тем больше читателей начнут доверять тому, что мы пишем, тем больше рекламодателей начнут выделять бюджеты на интернет не по остаточному принципу. Ну и еще мы сохраним деревья :-).

Я уверена, что пройдет совсем немного времени, и именно интернет станет основным источником деловой информации. Это я не к тому, что всем ныне живущим печатным деловым СМИ придется перейти в сеть (хотя кто знает, кто знает!), а к тому, что критическая масса качественной бизнес-информации, которая будет "жить" уже только в сети, сделает чтение новостных деловых сайтов обязательным для каждого "белого воротничка" (а там, надеюсь, и "синие" подтянутся). Вот тогда уже можно будет говорить о конкуренции — когда украинцы начнут выбирать не между чтением статей в газете и статей в сети, а между конкретными сайтами, которым они доверяют или не доверяют.

Так что, коллеги, welcome to the club. Пока — коллеги. Надеюсь, мы разовьем нашу нишу настолько, чтобы уже через годик называть друг друга конкурентами.