Зачем местные власти скупают ОВГЗ и куда лучше вложить деньги

Ничего противозаконного в таком финансовом поведении властей на местах нет, но с этической точки зрения эта тактика вызывает вопросы

В конце минувшего года в ежедневном отчете НБУ об ОВГЗ, находящихся в обращении, появилась новая графа — впервые в истории Украины покупателями внутренних долговых облигаций стали местные власти. 7 декабря портфель ОТГ с нуля подскочил до 122 млн грн. А спустя еще две недели вырос до 186 млн грн.

Кто из общин скупал ОВГЗ — неясно. Как, впрочем, нет единого мнения и относительно уникальности этого прецедента: некоторые участники рынка утверждают, что такое случалось и прежде. Просто информация не отображалась в статистике НБУ. Формально это вполне возможно, ведь Кабмин разрешил общинам скупать гособлигации еще в 2018-м.

Деньги есть

Кто именно скупает бумаги, не так уж важно. Гораздо любопытнее, откуда у местных бюджетов лишние деньги. Еще важнее ответить на вопрос, насколько рациональными можно считать такие инвестиции. Тот факт, что денег на местах хватает, стало ясно еще в 2016 году, когда по стране прокатился громкий бюджетный скандал. Выяснилось, что местные бюджеты размещают на депозитах в госбанках миллиарды гривен. К примеру, в том же 2016-м объем таких вложений составил 15,6 млрд грн.

Даже трудный пандемический год не смог изменить ситуацию. По данным Госказначейства, в прошлом году местные власти разместили на депозитах 25,3 млрд грн. А на 1 декабря 2020-го объем невыплаченных остатков на счетах составлял 9 млрд грн. В региональном разрезе из них 4 млрд принадлежали областям, 3,2 млрд грн — городам, 1,4 млрд грн — ОТГ. А остальное (0,3 млрд грн) селам.

Разумеется, ничего противозаконного в таком финансовом поведении властей на местах нет. Но с этической точки зрения эта тактика вызывала и вызывает вопросы. Строго формально генерирование дополнительной прибыли не является целью местных бюджетов. А мнение о том, что свободные деньги лучше направить на строительство садиков, амбулаторий и дорог, не лишено здравого зерна.

Наверняка, правы и оппоненты, которые утверждают, что часто для реализации действительно важных инфраструктурных проектов на местах свободных средств недостаточно. Один из способов решения — накопить. И, конечно, лучше это делать при помощи депозитов и ОВГЗ, как минимум покрывающих инфляцию.

Бизнес тоже хочет

Но есть и альтернатива. В минувшем году киевские власти запустили программу поддержки малого и среднего бизнеса столицы. В рамках которой до конца прошлого года местному бизнесу компенсировали 99% ставки по кредиту.

Как и в случае с государственной "5-7-9", в программе КГГА также со временем обнаружилось несколько нюансов, препятствующих более массовому участию в ней местного бизнеса. Над изменениями, которых, к слову, сейчас активно работают.

К примеру, изначально доступ к программе закрыли для займов со ставкой выше 11% годовых (учетная ставка НБУ + 5%). Но этот порог входа для многих банков оказался экономически нецелесообразным. Ведь малый бизнес в 2020 году многие банки не могли финансировать по ставке 11%. А резкое снижение учетной ставки на протяжение года не отражало реальную стоимость ресурсов. Насколько мне известно, в обновленной версии программы планируют сделать привязку к индексу депозитных ставок UIRD, который гораздо более релевантен в части оценки рыночной стоимости ресурсов.

Важно, что эта программа разрабатывалась местными властями вместе с Фондом развития предпринимательства (ФРП). Кроме прочего, это означает, что ее можно за считанные дни имплементировать практически в любом регионе, практически сразу подключив к ней банки, уже имеющие соглашения с ФРП.

Хорошая инвестиция

Еще важнее, что финансово потянуть подобный проект может практически каждый местный бюджет. К примеру, бюджет киевской программы в 2020 году составил всего 7 млн грн. Если исходить из базовых условий программы (компенсация половины ставки банка), каждый вложенный в программу миллион потенциально может обеспечить почти 17 млн грн портфеля льготных кредитов. Что для малого и среднего бизнеса на местах не так уж и мало.

А если использовать механизм вместе с государственной "5-7-9", что не запрещено, мультипликатор окажется еще выше. Ведь в этом случае компенсации подлежит не рыночная банковская ставка, а сниженная за счет государственной программы. Бизнес при этом может получить кредит на пополнение оборотных средств либо инвестиционные цели по ставке, приближенной к нулю.

На выходе это дает новые рабочие места, налоговые поступления, рост благосостояния людей. Еще один бонус — власти на местах могут откорректировать список отраслей экономики, для которых будет доступна программа. Тем самым стимулируя развитие тех направлений, которые особенно важны в конкретном регионе.

Да, в Украине крайне острой является проблема тенезации бизнеса. И СМБ в этом вопросе не исключение. Но льготные кредиты, как показывает практика, нередко являются достаточной мотивацией для бизнеса выйти из тени. Преувеличивать степень влияния этого фактора, конечно, тоже не стоит. Но и сбрасывать со счетов его не нужно.

С точки зрения местных властей и реформы децентрализации такие вложения средств выглядят куда более эффективными, чем покупка гособлигаций или вложение средств на депозиты. Впрочем, при существующих показателях, вряд ли речь идет о выборе. Если все "лишние" 25 млрд грн использовать для компенсации ставки, потенциально можно выдать свыше 400 млрд грн льготных займов. Это почти половина от всего кредитного портфеля банков, включая физлиц.