Мнения 28 января, 12:01

Зачем местные власти скупают ОВГЗ и куда лучше вложить деньги

Ничего противозаконного в таком финансовом поведении властей на местах нет, но с этической точки зрения эта тактика вызывает вопросы

Фото: Рixabay Фото: Рixabay
Фото: Рixabay

В конце минувшего года в ежедневном отчете НБУ об ОВГЗ, находящихся в обращении, появилась новая графа — впервые в истории Украины покупателями внутренних долговых облигаций стали местные власти. 7 декабря портфель ОТГ с нуля подскочил до 122 млн грн. А спустя еще две недели вырос до 186 млн грн.

Кто из общин скупал ОВГЗ — неясно. Как, впрочем, нет единого мнения и относительно уникальности этого прецедента: некоторые участники рынка утверждают, что такое случалось и прежде. Просто информация не отображалась в статистике НБУ. Формально это вполне возможно, ведь Кабмин разрешил общинам скупать гособлигации еще в 2018-м.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Деньги есть

Кто именно скупает бумаги, не так уж важно. Гораздо любопытнее, откуда у местных бюджетов лишние деньги. Еще важнее ответить на вопрос, насколько рациональными можно считать такие инвестиции. Тот факт, что денег на местах хватает, стало ясно еще в 2016 году, когда по стране прокатился громкий бюджетный скандал. Выяснилось, что местные бюджеты размещают на депозитах в госбанках миллиарды гривен. К примеру, в том же 2016-м объем таких вложений составил 15,6 млрд грн.

Даже трудный пандемический год не смог изменить ситуацию. По данным Госказначейства, в прошлом году местные власти разместили на депозитах 25,3 млрд грн. А на 1 декабря 2020-го объем невыплаченных остатков на счетах составлял 9 млрд грн. В региональном разрезе из них 4 млрд принадлежали областям, 3,2 млрд грн — городам, 1,4 млрд грн — ОТГ. А остальное (0,3 млрд грн) селам.

Разумеется, ничего противозаконного в таком финансовом поведении властей на местах нет. Но с этической точки зрения эта тактика вызывала и вызывает вопросы. Строго формально генерирование дополнительной прибыли не является целью местных бюджетов. А мнение о том, что свободные деньги лучше направить на строительство садиков, амбулаторий и дорог, не лишено здравого зерна.

Наверняка, правы и оппоненты, которые утверждают, что часто для реализации действительно важных инфраструктурных проектов на местах свободных средств недостаточно. Один из способов решения — накопить. И, конечно, лучше это делать при помощи депозитов и ОВГЗ, как минимум покрывающих инфляцию.

Бизнес тоже хочет

Но есть и альтернатива. В минувшем году киевские власти запустили программу поддержки малого и среднего бизнеса столицы. В рамках которой до конца прошлого года местному бизнесу компенсировали 99% ставки по кредиту.

Как и в случае с государственной "5-7-9", в программе КГГА также со временем обнаружилось несколько нюансов, препятствующих более массовому участию в ней местного бизнеса. Над изменениями, которых, к слову, сейчас активно работают.

К примеру, изначально доступ к программе закрыли для займов со ставкой выше 11% годовых (учетная ставка НБУ + 5%). Но этот порог входа для многих банков оказался экономически нецелесообразным. Ведь малый бизнес в 2020 году многие банки не могли финансировать по ставке 11%. А резкое снижение учетной ставки на протяжение года не отражало реальную стоимость ресурсов. Насколько мне известно, в обновленной версии программы планируют сделать привязку к индексу депозитных ставок UIRD, который гораздо более релевантен в части оценки рыночной стоимости ресурсов.

Важно, что эта программа разрабатывалась местными властями вместе с Фондом развития предпринимательства (ФРП). Кроме прочего, это означает, что ее можно за считанные дни имплементировать практически в любом регионе, практически сразу подключив к ней банки, уже имеющие соглашения с ФРП.

Хорошая инвестиция

Еще важнее, что финансово потянуть подобный проект может практически каждый местный бюджет. К примеру, бюджет киевской программы в 2020 году составил всего 7 млн грн. Если исходить из базовых условий программы (компенсация половины ставки банка), каждый вложенный в программу миллион потенциально может обеспечить почти 17 млн грн портфеля льготных кредитов. Что для малого и среднего бизнеса на местах не так уж и мало.

А если использовать механизм вместе с государственной "5-7-9", что не запрещено, мультипликатор окажется еще выше. Ведь в этом случае компенсации подлежит не рыночная банковская ставка, а сниженная за счет государственной программы. Бизнес при этом может получить кредит на пополнение оборотных средств либо инвестиционные цели по ставке, приближенной к нулю.

На выходе это дает новые рабочие места, налоговые поступления, рост благосостояния людей. Еще один бонус — власти на местах могут откорректировать список отраслей экономики, для которых будет доступна программа. Тем самым стимулируя развитие тех направлений, которые особенно важны в конкретном регионе.

Да, в Украине крайне острой является проблема тенезации бизнеса. И СМБ в этом вопросе не исключение. Но льготные кредиты, как показывает практика, нередко являются достаточной мотивацией для бизнеса выйти из тени. Преувеличивать степень влияния этого фактора, конечно, тоже не стоит. Но и сбрасывать со счетов его не нужно.

С точки зрения местных властей и реформы децентрализации такие вложения средств выглядят куда более эффективными, чем покупка гособлигаций или вложение средств на депозиты. Впрочем, при существующих показателях, вряд ли речь идет о выборе. Если все "лишние" 25 млрд грн использовать для компенсации ставки, потенциально можно выдать свыше 400 млрд грн льготных займов. Это почти половина от всего кредитного портфеля банков, включая физлиц.

Загрузка...
Новое видео
Чи потрібен вам касовий апарат? РРО для підприємців в 2021 році — Ірина Нараєвська
Загрузка...