Зачем Украине программа Восточного партнерства с ЕС

Андреа Маттео Фонтана, возглавляющий подразделение Европейской Комиссии по географической координации Восточного соседства, о том, зачем Украине программа Восточного партнерства с Евросоюзом

Инициатива Восточное партнерство стремится развивать отношения ЕС с его восточными соседями. Основная цель — поддержать реформы в восточно-европейских странах, а также способствовать их политическому сближению и экономической интеграции с ЕС.

"Восточное партнерство предлагает целый ряд практических инициатив по сотрудничеству, которые должны преобразовать жизнь обычных граждан и создать климат, в котором будет хорошо слышен голос гражданского общества", — рассказал Инфоцентру Европейского соседства Андреа Маттео Фонтана, возглавляющий подразделение Европейской Комиссии по географической координации Восточного соседства.

Как бы вы объяснили суть Восточного партнерства шоферу троллейбуса в Молдове или старшекласснику в Украине?

Восточное партнерство — это средство, с помощью которого Европейский Союз может развивать отношения с шестью соседями по европейскому континенту (Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной), приближать их к себе посредством политических связей и экономической интеграции, а также облегчать свободное передвижение по Европе, продвигаемое за счет сотрудничества в этой области, с целью постепенного установления безвизового режима.

Восточное партнерство может привести к позитивным изменениям в реальной жизни наших соседей, поскольку в их странах начнет работать большая часть законодательства ЕС. Это приведет к улучшению качества жизни (например, введению стандартов на пищевые продукты), росту торговых возможностей, улучшению бизнес-среды, упрощению передвижения по ЕС и многим другим конкретным результатам.

Что важно, Восточное партнерство также стремится к укреплению демократии, основных свобод и прав человека. Население этих стран, вне зависимости от их социального статуса — будь то шоферы или студенты, заслуживают право свободно развивать свои навыки и способности в свободном обществе.

Другими словами, Восточное партнерство является политической инициативой, которая направлена на сближение с ЕС правительств и простых людей, на укрепление сотрудничества как с каждой страной, так и с целыми регионами, на стимуляцию развития их экономик, на создание рабочих мест, ускорение роста и предоставление людям больших возможностей, с тем, чтобы они могли создать себе достойный образ жизни в демократическом обществе.

За Партнерством стоят значительные финансовые ресурсы. С момента запуска инициативы в мае 2009 года, на проекты и программы, которые имели непосредственное и опосредованное значение для людей, было выделено два миллиарда евро — сумма, которая помогла закупить троллейбусы в Молдове или предоставить стипендии украинским студентам для обучения в европейских университетах.

Что означает для Восточного партнерства гражданское общество?

Гражданское общество является одним из ключевых элементов Восточного партнерства, примером чего является учреждение Форума гражданского общества (ФГО). Идея, лежащая в основе ФГО, состояла в том, чтобы предоставить право голоса гражданскому обществу и поддержать его в развитии диалога со странами Восточного партнерства, чтобы друг с другом общались не только правительства и учреждения, но и сами гражданские общества.

Это происходит через Форум и его национальные платформы в каждой стране ВП, которым предоставляются консультации по нашим стратегиям и инициативам. В ЕС учитываются их мнения при составлении новых программ. Роль гражданского общества имеет решающее значение в деле поддержки демократических ценностей и мониторинга результатов реформ, проводимых правительствами, часто при нашей поддержке. Мы считаем, что эти реформы будут более эффективными, если их осуществление будет отслеживаться гражданским обществом.

Учитывая данное обстоятельство, ЕС учредил Инструмент гражданского общества партнерства — новый финансовый инструмент, который предоставляет дополнительную поддержку организациям гражданского общества, в особенности в деле укрепления их способности призвать правительства к ответу.

Со времени создания Восточного партнерства наша поддержка гражданского общества более чем удвоилась. Теперь она составляет 57,5 миллионов евро на период 2011-2013 годов для всех шести стран.

На какие инициативы на местах идут эти деньги?

Наши программы работают в конкретных областях и приводят к результатам, которые имеют непосредственное влияние на жизнь граждан Восточного партнерства.

Мы поддерживаем много программ, которые способствуют развитию регионального сотрудничества между несколькими странами и помогаем нашим партнерам обмениваться опытом.

Мы работаем, например, в приграничных областях, где, в частности, помогаем обновить пограничные пункты между странами Восточного партнерства — например, между Грузией и Арменией — чтобы людям было легче пересекать границу, а ее безопасность в то же время повысилась.

Или возьмем энергетику. Здесь мы, в частности, поддерживаем инициативу Ковенанта мэров, имеющую цель к 2010 году уменьшить выбросы CO2 в европейских городах на 20%. На сегодняшний день к этой системе, объединяющей 4000 городов и 100 регионов Европы, присоединилось 54 города из стран — восточных партнеров ЕС.

Еще одна область — это окружающая среда, поскольку проблемы одной страны не заканчиваются на ее границе с другой. Например, мы помогаем усовершенствовать управление лесным хозяйством в рамках проекта под названием Правоприменение и управление в лесном секторе (FLEG). Оно занимается проблемой нелегальной вырубки лесов, и, в конечном счете, помогает их сохранять, что, в свою очередь, положительно воздействует на окружающую среду.

Мы также финансируем некоторые двусторонние проекты. Возьмем, например, охрану здоровья. В Грузии мы провели информационную кампанию и организовали несколько курсов по поддержке реформ в области здравоохранения. А в Украине мы помогаем облегчить доступ местному населению к медицинскому обслуживанию. Например, медицинский центр в селе Байрак получил новое медицинское оборудование, закупленное на средства гранта ЕС.

Мы также поддерживаем использование возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности — например, через поддержку идеи использования биомассы в качестве источника обогрева общественных зданий и частных домов Молдовы, где детский сад в Эрмоклии стал первым зданием в округе Штефан Вода, который обогревается за счет сельскохозяйственных отходов, в рамках проекта, финансируемого ЕС.

Я мог бы продолжить… такого рода инициативы осуществляются по всему региону Восточного партнерства, причем ЕС поддерживает мероприятия, которые действительно приводят к изменениям на местах, в реальной жизни людей.

…А как насчет масштабных структурных реформ?

В случае более масштабных проектов мы поддерживаем реформы посредством так называемых отраслевой бюджетной поддержки. Это значит, что мы оказываем поддержку реформам в конкретном секторе, для которого страна-партнер уже разработала "домашнюю" стратегию реформ в ключевых областях, таких как юриспруденция, энергетика, образование, здравоохранение или сельское хозяйство и развитие сельских территорий.

Этот подход характеризуется высокой степенью обусловленности, означающей, что ЕС переводит средства на поддержку данного сектора только при условии, что страна выполняет свои обязательства по осуществлению реформ. В этом случае мы поддерживаем крупные стратегические изменения, которые со временем повлияют на жизнь людей в целом.

В Армении, например, мы оказали поддержку судебной реформе. При поддержке ЕС были приняты новые законы (о создании новой Судебной академии и об Адвокатуре), а также Стратегия судебной реформы, рассчитанная на 2012-2016 годы. Кроме того, были организованы новые курсы для подготовки адвокатов, а также построено пять новых судебных зданий.

Или возьмем другой пример — Азербайджан, где наша бюджетная поддержка в энергетическом секторе способствует росту использования возобновляемых источников энергии. Страна богата ресурсами, источником которых служат ветер и солнце, которые до сих пор использовались недостаточно в связи с большими запасами нефти и газа. Эта программа бюджетной поддержки помогла создать государственный орган, продвигающий идею альтернативных и возобновляемых источников энергии, а также разработать стратегию повышения энергоэффективности и интенсификации использования таких источников.

Каковы приоритеты Восточного партнерства на ближайшее будущее?

Восточное партнерство — это сравнительно новая программа, и сейчас основное внимание в ней уделяется осуществлению совместно принятых задач и инициатив. Мы определили повестку наших отношений со странами-партнерами, подробно описанную в "Маршрутной карте ВП". В ней указаны основные результаты, которых мы должны достичь, в том числе по программам сотрудничества, которые поддерживают стратегические реформы в ключевых секторах.

Одной из приоритетных задач является институциональное строительство. ВП нуждается в создании эффективных институтов для того, чтобы осуществить далеко идущие реформы и взять на себя обязательство по ассоциации и интеграции с ЕС. Вот почему мы прикладываем максимум усилий для развития своих возможностей в рамках Всесторонних программ по институциональному строительству.

Во-вторых, Восточное партнерство увеличит конкретную поддержку граждан путем оказания дополнительной помощи на региональном уровне, направленную на сокращение социально-экономического разрыва между регионами внутри одной страны через Пилотные программы регионального развития.

В-третьих, чтобы укрепить мотивацию к проведению демократических реформ и к уважению прав человека, мы будем применять так называемый принцип "больше за большее". Это значит, что те, кто больше продвинулся в осуществлении реформ, получат больше поддержки, включая финансовую. С этой целью мы хотим моментально отслеживать средства, предоставленные в рамках EAPIC, Программы интеграции и сотрудничества Восточного партнерства.

Наконец, мы сосредоточимся на планировании финансирования на следующий финансовый период 2014-2020 годов. Мы будем использовать весь опыт, полученный с момента запуска Восточного партнерства, чтобы гарантировать наличие устойчивой базы для сотрудничества, которая поможет осуществить долгосрочные изменения в странах-партнерах. Я имею в виду изменения, которые повлияют на жизнь обычных людей и создать такой климат, в котором будет слышен голос гражданского общества.