Закон о занятости населения — ужесточение контроля над рекрутинговыми компаниями

Алексей Зволинский, старший партнер компании GP Group, рассказал "Делу", какие последствия ожидают рынок труда и рекрутинговые компании после вступления в силу закона о занятости населения

Согласно данным Международной конфедерации частных агентств занятости (CIETT), в мире трудится 10,4 млн. временных работников. Временное трудоустройство является важным инструментом в борьбе с безработицей. Экономисты Гарвардского Университета в США подсчитали, что именно возможность работы на временных проектах помогла сократить безработицу в США в 1990-х годах на 40%. В соседней с нами Польше на рынке функционируют 2998 частных агентств по предоставлению персонала. В Украине таких компаний можно насчитать не более 50. А точной информации о количестве работников трудоустроенных в Украине временно нет вообще.

В отличие от развитых стран мира, трудовое законодательство Украины не регулирует использование временного труда, в итоге процесс трудоустройства проходит в "тени" — работодатель просто не заключает с такими сотрудниками договор. В результате чего работники социально незащищены, а работодатели вынужденно попадают в юридическую коллизию: платят зарплату "в конвертах" и не дают никаких соцгарантий. В то же время компании по предоставлению персонала возможности нормально работать в этом сегменте не имеют, отсутствует законодательная база.

Принятый недавно закон "О занятости населения Украины" призван изменить ситуацию. Он стал наиболее значительным изменением в трудовом законодательстве на протяжении 20 лет. Отличаясь повышенной прогрессивностью, он будет значительно стимулировать экономику и поможет в создании новых рабочих мест. Наш рынок приобретет стандартные для развитых стран параметры.

Самые заметные нововведения касаются рынка посреднических компаний, занимающихся подбором и управлением персонала.

С запретом кадровых агентств рынок труда, наконец-то, получит правовое регулирование профессионально-этических вопросов трудоустройства. В нормальном процессе подбора персонала клиентом-заказчиком всегда должен выступать только работодатель, иного быть не должно. Уход с рынка компаний, которые брали деньги с соискателей — безусловно, верный шаг.

Еще одно новшество законодательства — ужесточенный контроль над компаниями, предоставляющими посреднические услуги по трудоустройству. Теперь такая деятельность будет разрешена только при получении специального разрешения. Это, несомненно, усложнит жизнь различным аутсорсинговым фирмам, но зато выкинет с рынка "дураков". Компаний, которые предлагают за 10 грн. содержать у себя трудовые книжки, больше не станет. Организации, предоставляющие недостаточно профессиональные услуги, теперь остались вне закона.

Однако несмотря по всю прогрессивность нового законодательства, расслабляться пока рано. Необходимо закрепить, каким именно образом будет происходить учет рекрутинговых компаний, а также как будет происходить процесс получения разрешений для аутсорсинговых компаний и каковы будут их сроки и условия. Четкий механизм для контроля участников рынка прописан не был. Но отсутствие на данный момент такого механизма вовсе не означает, что в скором времени его не придумают. Необходимо создание прозрачной процедуры получения разрешений и закрепление понятных условий для их получения.

Трудовое законодательство Украины выравнивается в правильную сторону. Контроль над действиями посреднических компаний поможет устранить организации, работающие недобросовестно, что в первую очередь поможет защитить работников, а также облегчит жизнь работодателям. Это серьезный шаг к повышению уровня трудоустройства в Украине. Но на этом работа законодателей не заканчивается. Без должного исполнения все прогрессивные законодательные новшества превратятся в очередной коррупционный механизм. Именно корректная реализация нового законодательства поможет привести украинское трудовое законодательство к международным стандартам.