Законопроект о выборах еще будут менять

Мало знать себе цену — надо еще пользоваться спросом. М.Жванецкий
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Всем известно, что следующие выборы в Верховную Раду Украины состоятся в октябре 2012 года. И «сани» к этим выборам нужно готовить уже сейчас. В ближайшее время Украину ожидают изменения в избирательном законодательстве – Министр юстиции уже представил основные положения концепции будущего нового Закона Украины «О выборах народных депутатов». Необходимость в этом назрела уже давно, этот шаг необходим как для общества, так и для государства в целом.

За долгие годы политического хаоса в Украине, большинство граждан уже научились объективно оценивать предвыборные обещания и реальные поступки народных избранников, поэтому способны грамотно формировать свои симпатии по отношению к ним. С этой точки зрения новшества, которые планируются в новом законе, создадут условия для честного и прозрачного соперничества между кандидатами.

Сегодня перед парламентом стоит задача принять новый избирательный закон, который обеспечит проведение честных демократичных выборов и исключит любое политическое влияние на избирательный процесс.

Логично, что изменение избирательного процесса в Украине начнется с изменения самой системы выборов. Так, предполагается, что парламентарии будут выбираться по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе. То есть, половина мест в парламенте (225) достанется кандидатам, включенным в списки партий. Вторая же половина (те же 225 мест) - кандидатам в депутаты, набравшим большинство голосов избирателей в одномандатных избирательных округах. Участие партий не будет ограничиваться временем их регистрации. Данный подход к избирательному процессу был инициирован Президентом Украины Виктором Януковичем, в соответствии с резолюцией Венецианской комиссии. Это повысит ответственность депутатов перед избирателями, заставит качественно выполнять предвыборные обещания и оправдать доверие избирателей.

Неизменным останется процесс формирования списков кандидатов от партии – согласно решению партийного съезда, а вот для кандидатов-одномандатников будет предусмотрена возможность самовыдвижения. Размер денежного залога для такого кандидата составит 12 минимальных зарплат. В настоящее время 12 минимальных заработных плат равняется 11520 грн. Что касается самого залога, то, в случае если кандидат не будет избран, сумма перечисляется в госбюджет, что позволит распределять эти полученные средства на финансирование проблемных отраслей экономики страны. Еще одним важным нововведением является тот факт, что предвыборная агитация кандидатов не будет финансироваться из госбюджета. Таким образом, самовыдвиженцы смогут рассчитывать только на собственные средства, а остальные – на средства партии.

Кандидатам в депутаты также стоит ожидать изменений правил проведения агитации и размещения политической рекламы. К примеру, документом планируется ввести ограничения в предвыборной агитации для журналистов, выступающих одновременно и кандидатами на выборах. В данном случае, могут ограничить  ведение собственных информационных телепрограмм на время избирательной компании. А политическую рекламу в новом Законе предлагается определить как «размещение и распространение материалов агитации с помощью рекламных средств». Таким образом, реклама печатных изданий и товаров (услуг) с использованием фамилий кандидатов, названий и символики партий будет считаться политической.

Серьезно к процессу голосования придется подойти и избирателям – их также ожидают существенные изменения. Одним из наиболее критикуемых на данный момент новшеств является отсутствие в избирательных бюллетенях графы «против всех», которая официально звучит: «Не підтримую жодного кандидата» или «Не підтримую кандидатів у народні депутати України від жодної політичної партії». Но данное нововведение приведет к более сознательному и ответственному подходу граждан к выбору кандидата, за которого они отдадут свои голоса. Более того, если в Украине такая постановка вопроса вызывает споры и недовольство, то для большинства европейских стран – это нормальная практика.

Следует также ожидать изменения в системе формирования территориальных округов и участков. Согласно предложенным изменениям, они будут создаваться как постоянные органы, а не под очередные выборы и не во время избирательного процесса. В больницах и учреждениях исполнения наказаний можно будет создавать несколько специальных избирательных участков. В тоже время, требования к членам избирательных комиссий останутся прежними, сохранятся и «льготы» в формировании окружных и участковых избиркомов, имеющиеся у парламентских партий. Предполагается, что согласно новому закону, решения избирательных комиссий будут приниматься большинством голосов от числа присутствующих, а присутствовать должно больше половины от состава, чтобы комиссия была правомочной.

Разбирая предложенные нововведения, хочется отметить, что, например, возврат к смешанной избирательной системе – это реакция на запрос общества. Уже много лет все говорят, что депутаты потеряли связь с избирателями, прекратили работать в регионах, работать с людьми и выполнять свои прямые обязанности.

Считаю, что избирательная система каждой страны должна отражать формат отношений между политиками и народом, который, по мнению самих избирателей, является справедливым.

В тоже время, предложенная концепция проекта Закона – не окончательная редакция, и в документ будут вноситься изменения в результате заседаний рабочих групп. Кроме того, Украина готова в полном объеме выполнить рекомендации Совета Европы, касающиеся избирательного законодательства. В настоящее время еще продолжаются дискуссии вокруг некоторых положений документа, который будет передан на экспертизу международным учреждениям, в частности Венецианской комиссии. После этого законопроект будет направлен на рассмотрение Верховной Рады Украины. Важно, чтобы законопроект был готов к лету, и принят уже осенью текущего года – за год до проведения выборов в Верховную Раду.