Заместитель начальника главного правления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью СБУ Валентин Кабаль: Схема ввоза «серых» автомобилей известна давно. Если бы таможенники выполняли свои обязанности надлежащим образом, эта схема была бы давно ликвидирова

Интервью. Валентин Кабаль, заместитель начальника главного правления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью СБУ.

– Расскажите, какие самые распространенные контрабандные схемы действуют в Украине?

– Работают всего две схемы. «Черная» — когда нет никаких документов на провозимый товар и никаких ведомостей о том, где, когда и каким образом перемещался груз.

И так называемая «серая» схема, когда при поставке товаров создается видимость законности, но при более детальном знакомстве с документами в них обнаруживаются многочисленные нарушения законодательства.

Широко практикуется также контрабанда под видом транзитных грузов. К примеру, товар ввозится через Ильичевский порт и по документам должен проследовать в Молдову. На самом деле на приграничном таможенном пункте делается отметка о выезде товара из Украины, а сам груз реализуется в соседних областях.

– А как работают «серые» схемы?

– Основное направление — занижение таможенной стоимости. Эти вопросы мы планируем в ближайшее время урегулировать. Мы настаиваем на том, чтобы таможенная стоимость была четко определена и использовалась не только таможенной службой, но и налоговыми органами. Иногда стоимость товаров, напротив, завышают, чтобы при экспорте незаконно возместить НДС. Успех данных схем часто обусловлен тем, что работники таможни не являются экспертами по оценке стоимости товаров.

– Как на сегодняшний день вы боретесь с «серым» импортом автомобилей в Украину?

– Схема ввоза «серых» автомобилей известна давно. Если бы таможенники выполняли свои обязанности надлежащим образом, эта схема была бы давно ликвидирована и не приобрела бы такого размаха.

Фактически на сегодняшний день прекращен лишь ввоз неукомплектованных автомобилей без сертификата соответствия. Раньше эта «серая» схема была очень популярна — автомобили частично разукомплектовывали, снимали номера, снимали другие детали, которые легко демонтируются и не требуют дополнительного вмешательства специалистов. При этом стоимость транспортных средств занижалась предпринимателями в десятки раз.

– Известны ли вам компании, для которых эти автомобили поставляются?

– Известны компании, физические лица и те, кто за этими схемами стоит, пытаясь таким образом проводить свою предпринимательскую деятельность. Они все известны, однако их имена мы назовем только тогда, когда для этого будет достаточно оснований. Я думаю, что после соответствующего решения суда их имена будут обнародованы.

– Будут ли возбуждаться против них уголовные дела?

– В случаях, где будет на это достаточно оснований и будут все составляющие преступления, уголовные дела обязательно будут возбуждены. Но основная цель — не возбуждение уголовных дел, а закрытие каналов поступления.

– А как обстоит дело с ввозом автомобилей предприятиями или людьми, которые имеют различные льготы?

– На сегодняшний день вопрос правомерности такого способа ввоза автомобилей находится на рассмотрении в Высшем хозяйственном суде. Предыдущие решения суда первой инстанции и апелляционного суда были в нашу пользу, и, я думаю, мы сможем перекрыть этот канал поставки автомобилей в страну.

– А достаточно ли на сегодняшний день одного решения суда для того, чтобы перекрыть импорт? Или нужно все же вносить изменения в законодательство?

– Для успешной борьбы с контрабандой нужно совсем немного — чтобы таможенники добросовестно выполняли свою работу.

– Сколько процентов контрабанды, по вашим оценкам, удается задержать правоохранительными органами?

– Мировая практика показывает, и, я думаю, в этом вопросе Украина не исключение, что выявляется только 10% контрабанды.

В Украине самые «дырявые» таможни — это таможни южного региона страны, в частности, причерноморского и азовского бассейнов.

– Но ведь контрабандные схемы не реализовываются таможенниками самостоятельно.

Ясно, что таможенник сам ничего не сделает. Потому что за поворотом стоит пограничник, налоговик, милиция и СБУ. Для того чтобы через границу прошел контрабандный товар, работает целая цепочка по сбору денег. А главного организатора уличить очень сложно. Известно, что корень зла кроется в коррумпированности государственных чиновников. И здесь нужен комплексный подход.