Запасной спикер

Александр Лавринович первый вице-спикер парламента рассказал «Делу», почему он так и не стал спикером и чьими советами руководствуется лидер «Регионалов» Виктор Янукович

Лавринович первый вице-спикер парламента рассказал «Делу», почему он так и не стал спикером и чьими советами руководствуется лидер «Регионалов» Виктор Янукович 

Александр Владимирович, в редакции «ДЕЛА» делали ставки, станете ли вы спикером. Тогда вы отговорили меня ставить на вас пять гривен. Мол, советовали мне минимизировать свои риски. Откуда вы знали, что не станете спикером, ведь Партия регионов очень уверенно вас номинировала на эту должность?

Я достаточно долго живу украинской политикой. И очень многих знаю настолько хорошо, что могу наперед просчитать их действия.

Кому принадлежала идея подать вашу кандидатуру?

Виктору Януковичу, главе нашей фракции.

Но ваши коллеги по фракции знали, что голосов для назначения вас спикером не наберется. Это был какой-то стратегический шаг. Вопрос состоит в том, зачем он был сделан?

Я думаю, что на момент выдвижения моей кандидатуры мы не могли точно знать, поддержат меня или нет. Кроме того, очевидно, что самая большая парламентская фракция могла найти поддержку в других фракциях.

 «Регионал» Александр Ефремов открыто заявлял, что нет голосов…

Это стало понятно, когда был выдвинут на пост спикера Владимир Литвин. Тогда выдвижение кандидатуры от Партии регионов было уже символичным: чтобы показать, что фракция серьезно отнеслась к проблеме избрания спикера, готовилась к коалиции. Но поскольку не удалось договориться с  другими фракциями по другим компонентам, мы понимали, что голосов нет. И я сам это прекрасно понимал.

По каким компонентам?

Их так много, всего и не упомнить.

Вероятно, они касались кадровых вопросов или изменений в Конституцию?

Там был большой набор и политических, и организационных вопросов, включая и изменения в Конституцию.

Депутаты от БЮТ говорили, что коалиция с Партией регионов не состоялась, поскольку ваша фракция слишком много хотела: и премьерское кресло, и президентское и т.д.

Это не отвечает действительности. Мы имели большие политические разногласия. Мы понимали, что не можем объединиться с коммунистами и Блоком Литвина, потому что нам не хватило бы четырех голосов. Поэтому перед нами стояла задача объединиться или с «НУ — НС», или с БЮТ. Переговоры с первыми растянулись на несколько раундов. Мы говорили об общих вещах: о возможности сотрудничать технологически при голосованиях в парламенте. С БЮТ было более глубокое общение, но меньшая дистанция, чем с «НУ —  НС», но много осталось того, что разъединяет. Могу сказать абсолютно авторитетно, что не было никаких разногласий по кадровым вопросам. И только потому, что к вопросам о постах мы не дошли.

Но и «регионалы», и «бютовцы», насколько известно, договорились не обсуждать вопросы идеологического характера, разъединяющие общество, такие как НАТО, Черноморский флот, УПА… Или вы все-таки обсуждали эти вопросы во время переговоров?

Мы обсуждали много вопросов. По некоторым находили общий язык, а по некоторым — нет.

Много представителей крупного бизнеса в парламенте были против вашей с БЮТ коалиции. Достаточно посмотреть, что под коалицией трех вдруг поставили свои подписи «нашеукраинцы» Игорь Палица и Александр Третьяков, представляющие интересы группы «Приват». Ощущалось ли влияние крупных финансово-промышленных групп во время переговоров о коалиции БЮТ и ПР?

На это могли влиять непосредственно лишь участники переговоров. Мало кто может влиять на таких сильных игроков, как Виктор Янукович и Юлия Тимошенко.

Почему ваши же депутаты Ефим Звягильский и Василий Грицак проголосовали за Владимира Литвина? Ведь Партия регионов открестилась от новой коалиции.

Что касается этих депутатов, это отдельная тема. Она была предметом обсуждения на заседании фракции. Этими депутатами сделаны соответствующие выводы.

Какие?

Они осознали свою ошибку и обязались впредь не нарушать фракционную дисциплину. Ефим Леонидович выступал на заседании фракции, просил прощения и обещал, что никогда больше не допустит таких вольностей.

Что же с ним случилось во время голосования?

Я думаю, что Ефим Звягильский может вам рассказать об этом лично. Я сказал то, что сказал.

Самый влиятельный спонсор

Депутат от БЮТ Сергей Мищенко заявил в интервью «ДЕЛУ», что сейчас среди «регионалов» очень сильные позиции имеют люди Фирташа — Сергей Левочкин и Юрий Бойко. А Ринат Ахметов и Борис Колесников почему-то отошли на второй план при принятии решений. Почему?

 Эти выводы делают люди, очень далекие от процессов в нашей фракции. Такие выводы не отвечают реальности. Я могу сказать точно: Виктор Янукович — личность, руководить которой нереально. Конечно, у нас во фракции иногда идут горячие дискуссии, но если принимается единое решение, оно должно воплощаться.

Так с кем сейчас Виктор Федорович советуется?

Прежде всего со всеми своими заместителями (Александр Ефремов, Борис Колесников, Василий Джарты. — «ДЕЛО»). Кроме того, ежедневно со всем составом совета фракции проводятся встречи. Именно там формируются все решения, которые выходят потом в прессу.

Тогда объясните, как принимается во внимание мнение людей, которые спонсируют партию?

Люди, дающие деньги на нужды партии, никогда не ставят свои интересы выше партийных. Я знаком с этими людьми и могу сказать, что они, конечно, принимают участие в обсуждениях, но не имеют права вето на партийные решения и абсолютно сознательно никогда не навязывают свою точку зрения.

Но вы же не будете отрицать, что у людей, которые дают деньги на партию, разное видение решения одних и тех же вопросов? Например, у Ахметова и у Фирташа.

Я никогда не наблюдал таких разногласий. А спонсоров у партии очень много. Есть люди, достаточно значимые в плане своей поддержки, но они не видны обществу.

Например?

Их много.

Как в партии отнеслись к скандальному брифингу Тимошенко, где она фактически обвинила Дмитрия Фирташа и его банк «Надра» в проблемах, связанных с катастрофическим падением гривни?

У нас не было обсуждения этой темы.

Но известно, что некоторые «регионалы» открыто стали на сторону премьера в этом вопросе, поддержав инициативу создания следственной комиссии по деятельности НБУ. Как вы лично относитесь к этому скандалу?

Это попытка переложить свою персональную ответственность на других. Я не могу положительно относиться к действиям НБУ, но намного больше виновен в кризисе Кабмин Тимошенко. Я думаю, что когда вскоре будет еще хуже, появятся новые фамилии, новые названия компаний, на которые будет перекладываться ответственность. Мол, я самая лучшая, а эта корпорация, этот банк виноваты во всех несчастьях, и если бы не они, все было бы люкс.

Тогда спрогнозируйте, кто, по вашему мнению, станет следующей жертвой черного пиара Тимошенко?

Я думаю, через несколько недель вы услышите их имена. Юлия Владимировна — непревзойденный мастер интриг и специалист по спихиванию ответственности на других.

Поговаривают, что вскоре Юлия Тимошенко обвинит в чем-то ряд министров от «НУ — НС» и уволит их таким способом.

 И это тоже будет. Представительство «НУ — НС» в Кабмине нуждается в переформатировании. Также следует ввести в правительство представителей Блока Литвина. Хотя он и так уже получил контроль над тре-мя важными ведомствами («Укрзализныця», Госкомзем, Госкомрезерв). Возможно, ему (Блоку Литвина. — «ДЕЛО») неинтересно принимать государственные решения и нести за них ответственность.

Но снять того или иного министра можно, только набрав соответствующее количество голосов в парламенте. Или есть другие механизмы?

Нет. Нужно 226 голосов в парламенте. И то, что на протяжении вот уже трех недель кадровые вопросы не инициируются в парламенте, свидетельствует: есть боязнь того, что это политическое большинство может не пройти испытание кадрами.

Но Партия регионов устами Александра Ефремова объявила о готовности помочь снять Юрия Луценко с поста главы МВД. Кого еще вы могли бы помочь снять с должности?

 Мы этот вопрос не обсуждали. Думаю, что мы не должны принимать участие в кадрово-должностных заботах Тимошенко.

Вы некоторое время писали законопроекты в тандеме с «бютовцем» Андреем Портновым. Как оцените это со-трудничество?

Я вспоминаю это время как очень продуктивное. Решений было принято за тот месяц столько, сколько не было принято за год. Впечатления позитивные. Жаль, что часть принятых решений была отменена самой же Тимошенко, что лишний раз демонстрирует отсутствие у нее принципиальных позиций. Правовые решения использовались как разменная монета в отношениях с нами или с президентом. В частности, это касается закона о временных следственных комиссиях, отмененного Тимошенко исходя из конъюнктурных обстоятельств. Хотя я не исключаю, что вскоре сам же БЮТ вернется к этому закону, потому что он будет не лишним в борьбе с президентом.

Известно, что Портнов является человеком, близким к  Виктору Медведчуку. Разрабатывая законопроекты, он руководствовался пожеланиями лидера БЮТ или бывшего главы администрации президента Кучмы?

Я знаю, что они (Медведчук и Портнов. — «ДЕЛО») общаются, это правда. У них могут быть общие проекты в сфере частного права, криминального, возможно, конституционного права. Портнов, по моему мнению, очень квалифицированный юрист, человек со своей позицией, которую он способен отстоять. Но я думаю, что для него наиболее важными являются решения, которые принимает руководитель его блока, а не Виктор Владимирович.

Партия регионов готовится к президентским выборам?

Конечно. А как же! Но президентская кампания начнется лишь в сентябре.

Поговаривают, штабы в каждом регионе будут развернуты вашей партией через полтора месяца?

Ничего о таких сроках мне не известно.

Родственные связи

Ваш старший сын Максим занимается адвокатской деятельностью. Интересуетесь ли вы его делами?

Я не совсем в курсе его дел. Мы не часто встречаемся. Он  самостоятельный еще со студенческих лет. Его фирма обслуживает в основном зарубежные компании. Среди них американская компания по перевозке грузов, McDonald’s, «Интерпайп» и многие другие. В моих услугах он не нуждается.

Не исключаете, что, может, когда-то пойдете к нему работать?

Я с сыном никогда вместе работать не буду. Он на порядок лучший специалист в налоговом, гражданском праве, чем я. А административным, конституционным правом Максим почти не занимается. Вот когда-то давным-давно у меня была мечта создать компанию «Лавринович и сыновья», но этой мечте былью не стать. Сыновья тоже вместе  не захотели работать. Младший избрал себе другую стезю — дипломатическую службу. Он работает заместителем руководителя торгово-экономической миссии Украины в Швейцарии.

Хотя, думаю, что я найду себе работу, если что. Мы это уже проходили, когда я в свое время работал в «Укрнафте» на протяжении года. Личные связи с людьми, с которыми я работал в этой структуре, стараюсь поддерживать. Я им благодарен, что они пригласили меня работать в то тяжелое для меня время.



Александр Лавринович
первый вице-спикер парламента

Родился 28 июля 1956 года в Овруче Житомирской области.
 1978 год — окончил Киевский университет им.Т.Г. Шевченко (инженер-физик). Второе высшее образование получил в 1994-1998 годах в Национальной юракадемии им. Ярослава Мудрого.
 1978-1991 годы — работал в Институте сверхтвердых материалов Академии наук.
 1990-1992 годы — преподавал в киевском политехе.
 1989 год — стал активным членом Народного Руха Украины.
 С 1990 по 1998 год избирался заместителем главы Руха.
 1993 год — исполнял обязанности главы ЦИК.
 1994 год — впервые стал народным депутатом.
 В октябре 2001 года занял пост госсекретаря Министерства юстиции.
 2002-2005, 2006-2007 годы — министр юстиции.
 2005-2006 годы — зампредседателя правления ЗАО «Укрнафта».
 2007 год — народный депутат.


67-й номер в списке Партии регионов на последних парламентских выборах занял Александр Лавринович


В мае 2002 года Александр Лавринович был назначен на должность главы Минюста в правительстве Анатолия Кинаха. Политику удалось сохранить этот портфель и в следующем правительстве, которое возглавил Виктор Янукович. Будучи министром, занимал посты члена СНБОУ, Высшего совета юстиции, Государственного совета по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины и других государственных органов. Лишился поста министра в феврале 2005-го после назначения первого правительства Юлии Тимошенко. В ноябре 2006 года снова возвращается в главный кабинет Минюста. Работает там до отставки второго правительства Януковича, которая произошла в конце 2007 года.


Александр Лавринович о том, куда его может трудоустроить Партия регионов:

«Решение будет приниматься коллегиально. Скажу сразу, что министром культуры я не пойду работать»