Засуньте свой диплом... на полку!

Вот уже много лет вступительные конкурсы на журналистику бьют все мыслимые и немыслимые рекорды. Но, как показывает практика, ни государству не нужно столько журналистов в год, ни самим выпускникам в большинстве случаев не нужен их диплом
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Не так давно в моей альма-матер закончилась вступительная кампания. Она отличилась тем, что в этом году желающих поступить на магистратуру по журналистике было на редкость немного — конкурс составил менее 2 человек на место. И, в свете желания министра образования Дмитрия Табачника оставить журналистику только в рамках магистратуры, ситуация выглядит весьма печально.

Вот уже 8 лет я работаю в журналистике, и никогда отсутствие профильного образования мне не мешало. Возможно, незнание некоторых стандартов журналистики, которые преподают в университетах, первое время создавало некоторые неудобства, но многие вещи в этой профессии познаются с опытом, который не заменит никакая корочка. Пару раз споткнешься, поднимешься, отряхнешься и поймешь, что так делать нельзя. А если не поймешь — ну, простите, не ту профессию выбрал.

В прошлом году как-то решилась на магистратуру по журналистике, скорее, из-за уговоров родителей, что "дополнительная подстраховка никогда не помешает". Магистратура оказалась платной, поэтому одним из вопросов на собеседовании было: "А кто будет финансово обеспечивать Ваши научные изыскания?" Немудрено, что именно финансовый вопрос для многих абитуриентов в этом году стал краеугольным камнем отказа от продолжения образования. Получил бакалавра, как родители настаивали, и хватит. Но и желающих поступить на госзаказ тоже не так уж много, как, казалось бы, могло быть, если бы вопрос был только в оплате от 10 до 20 тысяч гривен в год. Даже прославленная своим качеством Могилянская школа журналистики в этом году пережила спад интереса — конкурс был рекордно маленьким: из 25 лицензированных мест оказались заняты только 17.

В то же время конкурсы на бакалавра продолжают радовать своей многочисленностью во всех ключевых вузах страны. Однако далеко не все поступившие на журналистику в этом году через 4 года, покинув стены альма-матер, станут работать по профессии. То ли украинцы постепенно начинают переходить с модели "нужно обязательно получить высшее образование в полном объеме" на западную модель "можно работать и без образования", то ли просто не видит опасности в нестабильной ситуации Министерство образования, которое меняет решения о том, что считается "высшим", чуть ли не по несколько раз в год.

На Западе в большинстве случаев образование журналиста — ключевой фактор при приеме на работу. Нет диплома — до свиданья! Как рассказал мне редактор одного из интернет-изданий в США, учить прописным истинам на работе никто не будет, приходя в редакцию, ты должен понимать, что можно, а что нельзя. А какие-то мелкие нюансы пояснит вездесущая книжечка стандартов — стайлбук. В Украине же стать "акулой пера" может любой, было бы желание, умение и талант. А навыки — дело наживное. Писать-то все равно никто не научит — можно что-то подшлифовать с помощью старших товарищей, а просто с нуля научиться — увольте, это что-то из области фантастики. Может, тогда проще научить компьютер генерировать тексты по заданной теме?

Есть ли вообще необходимость в дипломе журналиста? От того, что человек выйдет из университета с дипломом, на котором будет гордо красоваться эта профессия, он не становится специалистом своего дела. При всех плюсах подготовки в моем университете, как говорит мой друг, год работы в редакции может дать значительно больше, чем год лекций от самых лучших специалистов и мастер-классов асов украинской журналистики. Да, есть какие-то технические и базовые навыки и знания, которые могут сделать человека "универсалом" после окончания вуза — хоть в газету, хоть на радио, хоть на ТВ. Но знания специфики профессии только по рассказам отнюдь не хватит для того, чтобы понять, что иногда это ад, а иногда — рай.