Затянувшая битва за Харьков

Я живу в Харькове. Прекрасный город. Правда, в последнее время он не так прекрасен, как мог бы быть — все чаще можно нарваться на неприятности в лице патриотов России, которые с завидным упорством устраивают выплески патриотизма на центральной площади

И добро бы просто устраивали, с кем не бывает, патриотизм дело такое, его сдержать трудно. Но сначала они стоят возле спасенного от сноса памятника Ленину, кричат "Рааасссияааа!", потом включают Олега Газманова, что я лично приравниваю к антигуманным методам воздействия, машут флагами, поминают сожженных беркутовцев, громко рассказывают про Правый Сектор, оккупировавший Харьков, про ужасы, творящиеся в Киеве, несчастных бюджетников, брошенных добрым отцом Януковичем.

В общем, темы разные и познавательные, и люди там разные, есть приезжие с отстающими часами на 2 часа, есть искренние и неглупые местные жители, да и ладно бы. Но после митинга самые активные идут бить кому-нибудь лица или что-нибудь громить. Иногда они развлекаются сожжением книг. Ну, чтоб уж сходство было полным, и никто не перепутал, кто есть кто. Из-за всего этого по выходным у мирных жителей Харькова, особенно не шибко патриотичных, поднимается давление и падает желание куда-то выходить. Я, например, с детьми перестала ездить в центр, а раньше мы любили гулять в центральном парке Шевченко.

Но вчера я, вняв воплям детей "доколе же мы будем сидеть дома", повела их в любимый парк. Там как раз проходил концерт, устроенный майдановцами и местными рок-группами, посвященный нашему земляку Сергею Короткову, было солнечно и весело. И как-то даже присутствие антимайдана воспринималось неким привычным фоном. Оказалось, зря мы расслабились и радовались. Как раз через 30 минут после окончания, толпа "рашистов" с площади выплеснулась на улицу Сумскую и там избила людей, шедших к метро с концерта.

Милиция их защищала, но ничего сделать не смогла. Рашистов было много. В ребят кидали камнями, бросали петарды и взрывпакеты, потом просто начали лупить чем попало. В общем, говорят, что если бы не милиция, живым вряд ли кто-то ушел. Конечно, об этом в новостях говорили. Но одно дело новости, а когда ты открываешь фейсбук и видишь фото мужа своей хорошей знакомой, кандидата наук, эколога, с разбитым до неузнаваемости лицом — как-то закипаешь. А потом узнаешь, что ночью ОГА захвачена, и тысяча человек, которая это поддерживает, уже сдает твой город чужому государству, зовет его войска.

В общем, я пошла сегодня на митинг. Я редко хожу на митинги. Меня надо основательно довести, чтоб я туда отправилась — не люблю толпу, даже доброжелательно настроенную. Но тут напротив наших (простите, я вот так контрастно) резвились... тоже люди. Очень другие. И черт возьми, как бы мне хотелось, чтоб контраст так не бросался в глаза, но он бросался. Да, там были, наверное, нормальне граждане. Но они не очень активно себя вели. Наоборот, видно было других — орущих, матерящихся. А когда на людей побежали вооруженные металлическими палками гопники — разница стала резко видна.

Отличие между разными митингующими, на самом деле, в том, что "майданутые" хотят и стараются договариваться. И дерутся когда их совсем приперли к стенке. А "рашисты" говорят, что хотят договариваться, но потом сразу бьют. Причем бьют страшно и трусливо — только когда их много. И сегодня я увидела это своими глазами, совсем близко.

Каюсь, я вернулась домой очень злая и довольно резко все описала. Получилось, будто специально очернила харьковский антимайдан и задела чьи-то чувства, кто искренне верит, что нам надо непременно в Россию. Я своими глазами видела обычных граждан, орущих, с пеной у рта доказывающих свою правоту, с обеих сторон, и это было одинаково неприятно. Но я также видела разницу.

Я видела готовность убить за "неправильную" точку зрения. Я видела пьяных. Много. Обколотых или обкуренных — скорее всего, потому что когда зрачок во всю радужку не сужается даже на сонце, это настораживает. А кроме того, я оказалась в том состоянии, которое удачно описала недавно моя подруга: "Это же надо было нас с тобой, двух очкастых интеллигенток, довести до того, чтобы всерьез рассуждать о вооруженном противостоянии и радоваться "ультрас" на наших улицах!"