Значение разногласий: почему споры так полезны

Разногласия мешают нашему чувству контроля и стремлению все контролировать

Адизес Ицхак, один из экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности, размышляет в блоге для "Киевстар Бизнес" Дайджеста, чем полезны разногласия

Люди в массе своей не согласны с существованием разногласий. Их разногласия раздражают и удручают. А некоторые самовлюбленные личности вообще воспринимают разногласия в штыки. С чего вдруг?

Дело в том, что разногласия мешают нашему чувству контроля и стремлению все контролировать. Если кто-то с нами не согласен, мы зачастую реагируем на это резко и в таком стиле: "Вы не правы", "Это глупо", "Я не буду в этом участвовать, поскольку не согласен с вашим решением".

Все ваше естество прямо или косвенно демонстрирует, что причина разногласия ни в коей мере не будет раскрыта. Неудивительно, что мы возражаем против разногласий.

Но есть ли какие-нибудь позитивные моменты в том, чтобы прислушаться к разногласиям?

Представьте себе судебную систему только лишь с прокурором, без адвокатов и себя в качестве ответчика. Вряд ли вы посчитаете, что совершается правосудие. Помимо всего прочего, на каждый аргумент есть свой контраргумент, и он тоже должен быть услышан.

Для наилучшего и наиболее взвешенного решения все стороны, которым есть, что сказать, должны высказаться. А это значит, что у всех есть право не соглашаться и право свое несогласие озвучить.

Но как с этим всем удручающим моментом справиться?

Вот, что я могу посоветовать, если у вас развито чувство самодисциплины: когда кто-то с вами не соглашается, не считайте себя адвокатом защиты. Действуйте так, словно адвоката защиты нет, и против выражающего несогласия человека, которого следует представить эдаким прокурором, придется выступать вам.

Считайте себя судьей, которому СЛЕДУЕТ выслушать ВСЕ аргументы за и против относительно обсуждаемого конфликта, чтобы принять взвешенное и мудрое решение.

Поэтому, вместо того чтобы уйти в глухую защиту, намного разумнее будет спросить себя, не ПОЧЕМУ есть разногласия, а КАКОВА их причина. Что вам пытаются объяснить? Что вы упускаете из внимания? Вам нужно разобраться в этом для принятия правильного решения.

Следует отбрасывать любые необоснованные аргументы. Вы — судья, помните об этом. Не защитник. Поэтому не нужно отстаивать свою трактовку. Вы "выше" приводимого аргумента. Если с вами не согласны, и в этом несогласии есть смысл, ваша задача принять лучшее и справедливое решение. И если вы как защитник (не как судья) не можете отстоять свой аргумент, так тому и быть. Примите неизбежное с изяществом и надлежащим чувством юмора.

Цель данного дискурса — не установить, кто выиграл в споре за аргумент, а какое решение является лучшим из имеющихся.

Это процесс, где вы сидите сразу на двух стульях. Один — защитника, а второй — судьи. И это два разных стула, две разные роли.

Если нам знакомы обе роли, с этой задачей справиться вполне по силам. При представлении своего аргумента вы играете роль защитника. Когда с обвинительной речью выступает оппонент, вы быстренько меняете роль на судью. И немедленно пересаживаетесь с одного стула на другой.