Эко-КСО в Украине: СушиЯ и Tetra Pak

"Инвестгазета" выбрала два "зеленых" проекта украинского бизнеса, которые не влияют на финансовые показатели компаний и направлены исключительно на сохранение окружающей среды.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие


Про рыб


В 70-х годах для благоустройства Киева было построено несколько каскадов озер. Строили их с разными целями — от эстетических до производственных. Но они создавали одинаковую экологическую проблему: вода в стоячих водоемах начала "цвести". Ученые из киевских НИИ нашли решение — запускать в озера рыбу (толстолобиков и амуров), которая питается планкто- ном и поверхностными водорослями, предотвращая "цветение" воды. Этот метод успешно применяли многие годы, но сейчас чистку озер с помощью рыб используют редко.

Алексей Мушак, глава правления благотворительного фонда "Україно! Я за тебе!", о пользе зарыбления водоемов знал давно. В разработке этого метода восстановления экосистемы озер принимал участие его отец. "Я полтора года вынашивал идею, как возродить проект, — говорит Мушак. — И решил предложить его бизнесу как корпоративную социальную ответственность". Идею благотворительного фонда поддержала сеть ресторанов "Сушия".

"Зарыбление — это уникальная инициатива, которая не проводилась раньше ни одной организацией, а рыба — близкая японской кухне тема", — объясняет решение Роман Романчук, генеральный директор сети. В апреле 2012-го сотрудники "Сушия" вместе с представителями фонда "Україно! Я за тебе!" и "Обществом рыбаков Украины" выпустили 6 тыс. мальков в озеро Позняки. В течение двух месяцев компания запустила рыбу в озера Тельбин и Радужное. А потом еще в Русановский канал и Днепр. Правда, в реки выпускали уже не белых амуров и толстолобиков, а рыбу, которая там водится, чтобы восстановить популяцию.

Мушак убедил Романчука пойти не по легкому пути государственных программ, купив маленьких мальков, выживаемость которых в открытых водоемах составляет всего 1%, а закупить рыбу двухлетнего возраста — самого жизнестойкого. Это сказалось на сумме инвестиций. В проект "ПроРыБ" было инвестировано около 300 тыс. грн.: две трети средств потратили на рыб, остальное — на организацию акций. "Как показывает практика, эффект от социальной программы оценить очень сложно, но у нас и нет такой задачи, — рассказывает Роман Романчук. — Наша задача — внести посильный вклад в улучшение экологии и вовлечь в наш проект сотрудников компании, партнеров и клиентов".

Поддержать проект "ПроРыБ" может каждый посетитель сети "Сушия". В прошлом году в ресторанах продавались наклейки в форме рыб, а вырученные средства шли на покупку мальков. В этом году Романчук планирует пополнять фонд проекта за счет средств, собранных от продажи специального блюда, которое скоро должно появиться в меню сети "Сушия".

Эко-пак

В прошлом году на полках украинских супермаркетов появился новый продукт компании PepsiCo — "Сiк до сніданку". Новым был не только сок, обогащенный витаминами, но и его упаковка, изготовленная из экоматериалов. К выпуску первой в Украине "зеленой" упаковки компания "Тетра Пак Украина", производитель тары для соков, напитков и пищевых продуктов, готовилась два года. В 2010-м прошла сертификацию международной экологической организации — Лесного попечительского совета (Forest Management certification — FSC), делала экоупаковку на экспорт, а в 2012-м запустила в производство первую партию экотары для украинского рынка.

О том, кому предложить "зеленый" продукт, в компании думали недолго. "Тетра Пак" — наш стратегический партнер на уровне материнских компаний, и PepsiCo тоже развивает много экологических проектов, — говорит Валерия Зенькович, руководитель отдела коммуникаций PepsiCo Ukraine. — Поэтому с предложением использовать FSC-сертифицированную упаковку в Украине "Тетра Пак" первым делом обратилась именно к нам, и наша компания с радостью откликнулась".

Маркировка FSC означает, что упаковка произведена из материалов, которые заготовлены в соответствии со всеми экологическими стандартами: процесс вырубки леса не нарушает флору и фауну, а древесина используется рационально. Чтобы получить право наносить маркировку FSC на свою продукцию, "Тетра Пак Украина" не пришлось инвестировать в производство. "Мы лишь должны были доказать, что материалы, которые мы используем, не истощают лесные ресурсы и отвечают всем экономическим, экологическим и социальным требованиям, выдвигаемым FSC", — рассказывает Кестутис Слиузас, генеральный директор "Тетра Пак Украина".

Выполнять требования FSC несложно. Достаточно лишь покупать продукцию у FSC-сертифицированных производителей картона, которые, в свою очередь, используют древесину лесных хозяйств, получивших знак Лесного совета. Для "Тетра Пак Украина" производство "зеленой" упаковки — стратегический шаг. По данным исследовательской компании Euromonitor, около трети потребителей в Европе готовы покупать товары в экоупаковке, если получают информацию о положительном эффекте такой продукции для природы и человека. "За производством экоупаковки — будущее, и мы бы хотели стать первыми в этом направлении", — говорит Кестутис Слиузас.

С момента запуска проекта "Тетра Пак" произвела уже 84 млн. "зеленых" упаковок, а к 2020-му планирует полностью перейти на использование продукции с FSC-маркировкой. Тем более что спрос на нее есть. "В этом году в FSC-упаковке мы уже выпускаем соки торговой марки "Садочок", — говорит Валерия Зенькович, добавляя, что и PepsiCo планирует полностью перейти на экологическую тару.

Сертификация FSC — не единственный "зеленый" проект "Тетра Пак Украина". С 2008 года в Украине действует программа по переработке потребительских и промышленных отходов компании. Уже сегодня упаковка "Тетра Пак" на 100% подлежит переработке: картон используется для производства гофротары, бумажных пакетов и канцелярской бумаги, а смесь полиэтилена и алюминия перерабатывается в гранулы, из которых изготавливаются пластиковые емкости и панели.

Тару на переработку отдают теперь и другие партнеры "Тетра Пак" — производители соков, молока и упаковочного материала. В прошлом году в Украине было переработано 3,8 тыс. тонн, или 20,6% всей выпущенной картонной тары. "В этом году мы планируем собрать и переработать более 5 тыс. тонн", — сообщил Кестутис Слиузас. Таким образом, по его словам, украинская "дочка" выполняет глобальную задачу, поставленную перед всей компанией — удвоить к 2020 году мировой уровень переработки картонной упаковки, приблизив его к 40%.