Инноватор из Бедевли: как построить мебельный бизнес с марсианским потенциалом

Иосиф Павлик — производитель мебели из маленькой деревни на границы с Румынией, внедривший на своей фабрике Lean, планирует стать импульсом к созданию мебельного кластера на Закарпатье, покорить весь мир и даже поставить первый стул на Марсе

Иосифа Павлик - директор мебельной компании Pavlyk
Иосифа Павлик - директор мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Продукция мебельной компании Pavlyk
Продукция мебельной компании Pavlyk
Продукция мебельной компании Pavlyk
Продукция мебельной компании Pavlyk
Продукция мебельной компании Pavlyk
Продукция мебельной компании Pavlyk
Иосифа Павлик - директор мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Производство мебельной компании Pavlyk
Продукция мебельной компании Pavlyk
Продукция мебельной компании Pavlyk
Продукция мебельной компании Pavlyk

История Иосифа Павлика, производителя столов, стульев и кухонных уголков из села Бедевля Тячевского района Закарпатской области, — это история-подтверждение того, что талант, подкрепленный большим желанием и трудолюбием способен превосходить как собственные ожидания, так и скепсис циников.

Что даже не имея многого из того, что часто приобретается в результате переезда в столицу (опыта работы в системных компаниях, доступа к инвестициям, бизнес-образования, связей), можно быть подрывником устоев и ответственно развивать свой бизнес в соответствии с ведущими мировыми практиками.

Что искренность, непоседливость, неравнодушие и отчаянное желание расти становится дорогой к продукту и организации бизнеса, которую стремятся перенять многие коллеги по индустрии.

А открытость и готовность делиться — возвращается еще большим количеством благ и возможностей для бизнеса.

И, пожалуй, еще это рассказ о том, что предпринимателями все-таки рождаются.

Eще будучи подростком нынешний владелец и генеральный директор мебельной компании Pavlyk Иосиф Павлик, имел бизнес с маржинальностью, которая сегодня кажется фантастической. Торговля Snickers в школе давала 9-летнему предпринимателю прибыль в $25-30 в месяц и возможность удовлетворять свои подростковые желания и мечты без помощи родителей.

В 10 лет Йосиф начал второй бизнес: взял в долг у старшего брата $200 за которые купил картриджи для приставок Dandy и начал сдавать их в прокат в школе. За восемь месяцев подросток заработал $760. И на этот раз заработок финансировал всю семью, которая в те времена переживала не самые легкие времена.

Одновременно, по вечерам,  школьник активно осваивал работу деревообрабатывающих станков.  А с 12 лет взялся за изготовление кранов и подсвечников, которые реализовывал не только знакомым и соседям, но и через торговлю на местном рынке. Этот бизнес приносил доход в $300-400 в месяц, но школа и активные занятие греко-римской борьбой в какой-то момент поставили предпринимательство на паузу.  

После окончания школы Иосиф поступил на юрфак Волынского госуниверситета, бакалавром которого и стал. Обучившись на адвоката, Иосиф между юриспруденцией и собственным столярным делом выбрал второе. Потому, что чувствовал, что это честнее, ближе к природе, родной земле, экологичнее и более высоко потенциально.

Все начиналось с мастерской во дворе дома и изготовления столов и стульев. Работал Йосиф так, что порой и спать оставался здесь же, в цеху. Ибо делать пару десятков шагов не было сил. И бизнес отвечал взаимностью и по чуть-чуть набирал обороты.

Даже деньги, подаренные на свадьбу, Йосиф с женой Татьяной инвестировали в бизнес. Но тогда переходу на новый виток развития помешал пожар в мастерской семейного предприятия.

Восстановить дело, в котором на тот момент, кроме Иосифа и Татьяны, работал уже и брат Йосифа Богдан, помог своими вложениями отец.

С момента реновации сгоревшего помещения и восстановления небольшого семейного производства до приобретения фермы, которая сегодня стала фабрикой PAVLYK, прошло 3 года.  

Несмотря на то что Бедевля — небольшой населенный пункт на 4 000 человек, земля и недвижимость здесь никогда не были копеечными. Так, до кризиса 2008 года за ферму, которая уже мало напоминала пригодное к эксплуатации помещение, Йосиф заплатил $30 000. Безусловно, часть денег была взята в кредит, который  Йосиф погасил за полгода.

Перфекционист Павлик всегда стремился производить продукт очень высокого качества. И это высоко ценилось клиентами. Но у популярности есть обратная сторона, если процессы не выстроены надлежащим образом. К 2013 году Йосиф пришел к такому "балансу" спроса и предложения, что в офис стал приходить исключительно с черного входа. Чтобы не столкнуться с гневом представителя клиента, который вынужден простаивать, не имея возможности вовремя забрать товар.

Несбалансированное производство тянуло за собой постоянный рост запасов сырья и необходимость расширять площадь под них. Что оборачивалось неконтролируемым расходам. Частым явлением были рекламации. И весь этот стресс усиливался текучестью кадров, которые тоже не выдерживали ритм и напряжение.

Тогда компания производила до 2 000 единиц продукции в месяц.

"Я потерял год", — говорит о периоде между "было" и "стало" Павлик. Стресс привел к тому, что Йосиф перестал спать. Практически полностью ибо 3 часа в сутки — не в счет. Затем расстроился обмен веществ, упало зрение.

12 месяцев предприниматель и в столице, и за пределами Родины искал возможности вырваться из этого замкнутого круга болезней. На плаву бизнес удержали жена Татьяна и брат Богдан.

И ему это удалось с помощью книги Майи Гогулан "Попрощайтесь с болезнями", рекомендации которой наш герой полностью реализовал и продолжает реализовывать в своей жизни.

Трансформации образа жизни повели за собой трансформацию подхода к функционированию бизнеса.

Возврат к управлению бизнесом сопровождался тремя последовательно прочитанными книгами: "Цель. Процесс непрерывного совершенствования", "Генри  Форд. Моя жизнь и работа", "Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний".

И выходом просто за рамки закупок сырья работы с поставщиком фабрики Pavlyk из Ровно — компании Eskada-M и ее совладельцами братьями Патисами.

Благодаря визиту с обменом опыта к ним на производство шпонированных плит, экскурсии, Йосиф узнал о компании Smart People и поехал с братом с ними на обучение LEAN, которое проходило на базе успешно внедрившей бережливое производство украино-польской компании Modern-Expo в Луцке.

Полученные знания и собственными глазами увиденный и реализованный Lean не оставили фабрике в Бедевле шансов: едва вернувшись на родину из Луцка, Йосиф с командой тут же провел первое обучение руководителей понятию 8 потерь. И был весьма убедителен, потому что круг союзников внутри организации зажечь идеей ему удалось.

Начался процесс с картирования (способ выявления и устранения потерь в цепочке поставок — в рамках которого очевидными стали потери в транспортировке деталей и лишних движений на производстве — Ред).  

После этого были выявлены излишние промежуточные запасы, созданы канбан-доски, на которых отображаются этапы производственного процесса: "ожидание", "работа в процессе" и "завершенная работа". Сотрудники перемещают заметки в ту секцию доски, которая соответствует статусу задачи.

Ответственность за трансформации и инструменты взаимодействия в команде были согласованы и за ними последовало внедрение 5S на местах — системы организации и рационализации рабочего места ("сортировка" (нужное-ненужное), "соблюдение порядка" (всему своё место), "содержание в чистоте" (уборка), "стандартизация" (поддержание порядка), "совершенствование (буквальный перевод — воспитание)" (формирование привычки).

Если до внедрения Lean склад комплектующих будущей мебели был больше похож на бермудский треугольник, то теперь хаотике размещения подднов на смену пришел созданный по системе канбан супермаркет. Порядок и в зоне хранения заготовки, и в зоне хранения незавершенной продукции привел к резкому сокращению занимаемой ими площади. Тем более что все это было закреплено планированием по бланкам — дата отгрузки теперь стала предсказуема и нерушима.

Процесс обучения бережливому производству стал неотъемлемой частью работы и постоянным  процессом не только для сотрудников фабрики Pavlyk, но и многочисленных "бизнес-паломников", стремящихся перенять японский подход к производственному процессу и убедиться, что это реально здесь, в Украине, а не где-то далеко, где культура и воспитания благоволят. И Иосиф открыт к передаче опыта коллегам и делает это очень честно и в полной мере.

Цифрами, которых удалось достичь с внедрением LEAN команде Pavlyk, сложно не мотивироваться:

  • 30% роста эффективности
  • 40% роста качества
  • 20% экономии электроэнергии
  • 60% снижение текучести кадров
  • 70% своевременность выполнения заказов
  • Сбалансированный график нагрузки на производстве
  • Сокращение расходов на логистику и транспортировку
  • Сокращение рабочей недели с 6 до 5-дневной при сохранении уровня зарплат сотрудников.

Системная прогнозируемая комфортная  работа и достойная оплата труда привели к тому, что даже будучи расположенном вблизи границ многих стран-соседей, предприятие не испытывает острой проблемы оттока персонала.

Сегодня фабрика организована и выглядит так, как едва ли можно ожидать увидеть предприятие в маленьком населенном пункте на границе Украины с Румынией. Те, кто видел ведущие мировые производства изнутри, способен по-настоящему оценить порядок, чистоту, системность, эко-ответственность и подход в целом. Говорят, что точку зрения определяет "место сидения". Точно не в данном случае! Данный пример — о больших целях и абсолютной реалистичности их реализации, если они действительно твои.

Сегодня предприятие производит 4 000 единицы продукции за месяц. За год продается в 200 торговых точках по всей Украине и экспортируется в 4 страны. В плане до конца года выйти на показатель 5 600 единиц в месяц.

Цели на следующие 5 лет связаны с наращиванием экспорта и выходом в национальную цивилизованную розницу. В сторону каждой из целей уже есть первые небезуспешные шаги. В данном аспекте большое содействие оказывают партнеры Йосифа из Eskada-M и  украинская ассоциации мебельщиков.

В 2016 году Йосиф прошел несколько модулей обучения в КМБШ, одним из которых была школа кластеров. И теперь цель, которую преследует предприниматель, — создать закарпатский кластер производителей мебели, продукция которого будет представлена по всему миру (в 140 странах минимум плюс Марс).

На вопрос "А если все будет так, как вы планируете и нужно будет строить производства в новых географиях и, возможно, менять место жительства?", патриот Павлик однозначно нацелен обеспечивать спрос к которому стремится.

35-летний четырежды отец мечтает сохранить лес и дать развитие краю.  

Ведь если верно использовать лес, извлекать из дерева больше ценности, то появится возможность инвестировать в лес больше, сертифицировать их по Forest Stewardship Council®, а также создать рабочие места, вернуть и оставить дома заробитчан.

На вопрос что его сделало таким предприимчивым и неугомонным, Йосиф отвечает: "Любовь к сложностям и приключениям".

И всем, помимо вышеупомянутых книг, рекомендует мечтать, верить в мечту, пахать на ее благо, не бояться ошибок, искать союзников и партнеров, уважать людей, а также заниматься спортом.

автор:
Ирина Рубис
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Как построить бизнес на косметике для ванн — опыт украинского бренда Vesna soap/ars
How2Do: Как начать свой бизнес 31 мая, 10:05

Как построить бизнес на косметике для ванн — опыт украинского бренда Vesna soap/ars

Сегодня домашняя мыловарня — не такое редкое явление. Но немногие развивают небольшое увлечение в успешный бизнес. Со-основательницы косметического бренда Vesna soap/ars рассказали Delo.ua, как им это удалось

Як відкрити приватний кабінет сімейного лікаря
How2Do: Как начать свой бизнес 19 апреля, 10:04

Як відкрити приватний кабінет сімейного лікаря

В Україні розпочалась реформа фінансування медичної системи, яка дозволяє приватним лікарям претендувати на державний бюджет. Не виключено, що саме цей факт стимулюватиме лікарів відкривати свої практики