Как сделать мех из конопли — опыт компании DevoHome

Фотограф: Эмма Солдатова
Фотограф: Эмма Солдатова
Оксана Дево, основатель конопляного бренда DevoHome, поведала о выращивании и производстве конопли на Полтавщине, сложностях сотрудничества с подрядчиками и перспективах западных рынков 

Предпринимательская история

Все началось в 2013 году. На тот момент у меня за плечами был разнообразный предпринимательский опыт. С первым мужем и семьей моей сестры в 2003-2007 годах у нас был бизнес по добыче глины. В компании я занимала пост операционного директора. Позднее этот бизнес мы продали французской компании.

Затем муж моей сестры вложил деньги в покупку пенькозавода — промышленного предприятия по производству пеньки (волокна стеблей конопли, которые добывают разными путями — ред.).

И вот настал докризисный 2013 год. Сестра с мужем постучались с предложением снова заняться собственным бизнесом. Понимая, что мое участие в проекте будет миноритарным, я решила создать собственный конопляный бизнес.

Почему снова в бизнес? Уверена, что хоть раз попробовав себя в предпринимательстве, уже не особо хочется быть наемным работником. А еще я предпочитаю страховать риски. Так получилось, что мы с сестрой выросли в неполной семье. И я боялась безденежья. Поэтому появилась привычка заниматься несколькими делами сразу. Тогда в 19 лет работала одновременно на 3 проектах. И если один закрывался, со мной оставались еще два. Если бы не получилось с DevoHome, то у меня был запасной вариант — организация мероприятий для детей.

Первые шаги

В 2013 году я вложила в бизнес около $10 тыс. На что пошли деньги?  У нас была пенька с завода мужа сестры, из который нужно было произвести нетканку — нетканый наполнитель из прочесанных стеблей конопли. Для этого мы нашли подрядчиков — завод в Сумской области.

Остальные деньги пошли на создание коллекции детского и домашнего текстиля, покупку хлопковых и льняных тканей, которыми обшили нетканку, а также на оплату подрядчикам.

В создании проекта меня поддержали семья и друзья. Они создали страницу в Facebook и написали простенький сайт из шаблонов на wix.

Дальше нужно было решить, на кого мы будем ориентироваться, кто наша целевая. Первая мысль — материал гипоаллергенный. Для каких категорий это важно? Для детских, а также для товаров для сна. Кроме того, конопля еще и износоустойчивый материал, почти неубиваемый. Поэтому первая коллекция была для детей — это одеяла и пледы. Да и ткани на изделия требовалось меньше, чем на взрослые одеяла.   

Выбрали концепцию, разработали модели. Остановились на западном стиле. Именно в этом стиле продукция, к примеру, продается в сети IKEA. Идеи подсмотрела еще в Германии, где некоторое время проживала с семьей.

Дальше стали думать о материалах. Как я уже рассказывала, наполнителем стала так называемая нетканка, которая обшивалась импортным голландским хлопком. Поскольку ориентировалась на западные примеры продукции, то и ткани выбирали импортные, украинских аналогов просто не было. 

Следующий вопрос — где все это шить? Мы долго тыкались-мыкались по надомницам. Но то, что они делали, не отличалось высоким качеством пошива. Как-то непрофессионально. Затем вопросом пошива занялся муж моей сестры. Вскоре он нашел подрядчика, которым мы на все 100% довольны. По сей день держим его в строгом секрете.  

На первых порах у компании ничего не было — ни офиса, ни шоурума. Последний появился относительно недавно. Офис и склад находился в моем частном доме в одном из районов столицы. На старте в команде был лишь один человек Максим Вохин. Он и дизайнер, и фотограф, одним словом — многозадачный сотрудник.

Успех подкрался незаметно

Деньги первые вложены, коллекция пошита. Оставалось найти каналы сбыта. Наша целевая аудитория — люди с достатком выше среднего. Но как к ней достучаться?

По счастливому стечению обстоятельств весной 2013 года проводился фестиваль в ботаническому саду на Печерске. На него нас пригласила организатор Марина Валеева, которая и заинтересовалась нашей продукцией. С сестрой заказали стенд, пригласили парней-моделей. Очень переживали, но, как оказалось, зря. Наш товар разошелся на ура. Мы продали текстиля на 15 тыс. грн, почти $2 тыс.  

Такие сложности

После первого положительного опыта начали серьезно думать о материалах и присматриваться к украинским производителям тканей. Увы, они нас разочаровали. Или цвет тканей плохо прокрашен, или какие-то бледные цветочки. Это все словно рудимент "совка". В итоге сошлись на использовании украинских тканей для наматрасников. От украинского сатина отказались. После пошива он скатывался и были возвраты. Поэтому решили не экспериментировать и использовать исключительно импортные ткани.

А теперь расскажу поподробнее о производстве конопли. Мы ее выращиваем в Полтавской области. Затем получаем пеньку, а ее в первом случае отдаем на аутсорсинг, чтобы сделать нетканку — наполнитель, а во втором — ткань для домашнего текстиля. Увы, в Украине существуют серьезные проблемы с производством ткани из конопли. Почему? Потому что в производстве применяются два способа переработки пеньки по методу работы в первом случае с хлопком, во втором — как со льном. Так вот, оборудования для производства ткани по методу работы со льном в Украине уже давно нет. Поэтому часть производства отдаем на аутсорсинг в страны ЕС. Например, Польшу, Германию, Голландию.

Отмечу, что мировые производители ткани из конопли регулярно экспериментируют и совершенствуют ткань, пробуют новые сорта с целью улучшить качество ткани.

Мы не скрываем, что получить на регулярной основе равномерное качество полностью натуральной ткани от сезона к сезону пока что невозможно. Можно добавить синтетику, и тогда проблем не будет, но это не наш путь. Мы за натуральность.

А вот преуспели в производстве конопляной ткани равномерного качества китайцы, но к их материалу возникает много вопросов. Почему? Эти производители добавляют химикаты, а это многим не нравится.

После того, как ткань переработана, мы отшиваем наши изделия в Украине.

Кстати, существуют проблемы не только с переработкой, но и тканями в целом. Помимо конопли мы еще работаем с хлопком и льном. К сожалению, украинского льна нет. Есть сырье, которое выращивают в Украине, а на доработку отправляют в другие страны.  

Также отмечу, что проблематично найти хорошего подрядчика по пошиву. Некоторое время назад мы пытались сотрудничать с именитыми украинскими компаниями. Увы, качество их работы нас не устроило. Поэтому вернулись к изначальному подрядчику. Так и работаем.

Но это еще не все. Несмотря на то, что на сегодняшний день у нас один шоурум, он же офис и склад продукции, с магазином не сложилось. В 2016 году мы участвовали в конкурсе ЦУМа с дальнейшей возможностью продавать у них товары на льготных условиях. Мы его выиграли и стали номер один в категории "Товари для дому й іграшки". Нам ЦУМ официально предложил заключить договор о торговле в универмаге через компанию Юлии Шелеховой U-Dress. Мы подписали с ними договор, согласно которому поставляли товар на реализацию 2 раза в месяц. Со своей стороны U-Dress подавал нам отчеты о продажах и должен был переводить деньги за проданный товар. Так вот, деньги были перечислены лишь 1 раз, после чего платежи прекратились. На сегодняшний день долг компании  U-Dress перед нами составляет 53 686 грн.

Поэтому получив такой опыт, сотрудничаем только с проверенными компаниями: мы либо знакомы с семьями учредителей, либо знакомы с основателями лично. Наши надежные партнеры: Natur Boutique (органические товары), "Розетка", Pavilion Flamant, GoodWine. Вот такая история.

Удачные эксперименты

Почти с каждым новым товаром связана интересная история. Друг моего мужа — производитель подошв для обуви, у которого связи со всеми обувщиками. Мы долго вынашивали идею конопляной обуви и вот достучались до торговой марки Caman. Мы договорились о встрече и я понимала, что нам нужны 100 пар продукции, а они занимаются пошивом тысяч пар. Мы встретились и его заинтересовала моя идея, несмотря на некоторые трудности — рыхлость ткани и прочее.

Прошел какой-то месяц. За это время разработали дизайн, сделали подошву, пошили первую партию кедов. Тестировать новый продукт решили на себе — взяли с собой на отдых в Египет. Все прошло на ура. По возвращению выставили новую продукцию на продажу — результаты превысили наши ожидания. Осталось лишь несколько пар.

Потом была одежда. С идеей меха я носилась несколько лет. Но не обычного, а конопляного. После нескольких лет проб и ошибок у нас все получилось.

Производим его частично за границей. Когда сделали пробную партию, я написала пост в Facebook и разузнала у друзей, какие изделия из меха им интересны. Оказалось — шубы. Я связалась с несколькими дизайнерами и одному из них идея понравилась. Им оказался Федор Возианов.  Мы вместе с Лидой Захарченко при поддержке студии VOZIANOV отшили партию в середине зимы, которая к концу сезона вся разлетелась.

У меня была идея — сделать пуховик с конопляным наполнителем. Если раньше мы делали жилетки и прочую верхнюю одежду, то в этом сезоне запустили линию конопляных пуховиков. Они произвели фурор. Изделия получились теплые, как на пуху, а внутри конопляный наполнитель, который дышит.

Работа с международным рынком

У нас есть два разных сайта, ориентированных на украинскую и зарубежную аудиторию.

К примеру, для украинских покупателей тот же наматрасник стоит (в зависимости от размера) порядка 1 тыс. грн. В этой стоимости наценка в 2 раза, что удерживает бизнес на плаву и помогает развиваться.

На сайте для иностранцев цены выше. К примеру, та же продукция, которая в Украине стоит 1 тыс. грн, для зарубежных клиентов дороже в три раза. Мы просто не может ставить меньше. Такой же наматрасник из конопли и эко-хлопка стоит в странах ЕС порядка 300 евро, и мы не сможем поставить дешевле. У покупателей возникнут вопросы. У нас много заказов из Великобритании, Нидерландов и других скандинавских стран, а также из США. 

Еще наши изделия продаются на Etsy — международной торговой платформе, которая специализируется на продаже изделий ручной работы, винтажных вещей и материалов в ограниченном количестве.

Планы на будущее

Во-первых, улучшить свой продукт, оставаясь преданным натуральным материалам без добавления синтетики.

Во-вторых, активнее продвигать коноплю как материал, что заменит вредные аналоги, как тот же синтепон, в качестве наполнителя одежды и изделий для дома.

В-третьих, быть впереди и создавать что-то свое вне конкуренции.

В-четвертых, покорить международную арену. Я уверена, все получится (улыбается).