Как ветеран АТО начал делать чебуреки — история компании "Хайтарма"

Как ветеран АТО начал делать чебуреки — история компании "Хайтарма"
Ветеран АТО Арслан "Аслан" Мисиратов, не найдя после войны работу инженером-дизайнером, занялся выпеканием чебуреков и янтыхов. В интервью Delo.UA ветеран рассказал, почему начал делать сладкие чебуреки и поделился планами на будущее
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

До оккупации Крыма ветеран АТО Арслан Мисиратов много лет работал инженером-дизайнером в Москве. Однако события весны 2014 года кардинально изменили его жизнь. Отслужив год добровольцем в рядах "Правого сектора", Арслан вернулся к мирной жизни в Киеве. В интервью Delo.UA ветеран рассказал, как ему удалось открыть заведение крымско-татарской кухни "Хайтарма", и чем чебурек отличается от янтыха

Из дизайнеров в повара

Ветеран АТО Арслан Мисиратов получил два высших образования. По первому образованию он инженер-дизайнер, по — второму юрист. Учился сначала в Симферополе, а потом в Харькове. По окончании института он много лет работал инженером-дизайнером в Москве.

Как припоминает ветеран, у него была зарплата 118 тыс. рублей (на то время это было около $4 тыс.), а также квартира и машина. Однако все изменилось весной 2014 года, после оккупации Крыма. Марлен, старший брат Арслана, пошел воевать добровольцем в "Правый сектор".

"После оккупации брат написал мне, чтобы я уезжал из Москвы. Я и сам уже думал об этом, но сначала хотел продать квартиру. Однако после того, как ко мне на работу пришла ФСБ понял, что тянуть нельзя", — вспоминает Арслан.

Летом 2014 года Арслан переезжает в Киев и, как брат, собирается идти на фронт. "Брат очень не хотел, чтобы я шел на войну, на фронт не пускал ни под каким предлогом. В конце концов в середине 2015 года я собрался и сам поехал, фактически сбежав от брата", — признается ветеран.

Как и старший брат, Арслан стал добровольцем ДУК "Правый сектор". За год службы  Арслан с позывным "Аслан" прошел несколько горячих точек. Среди них — шахта "Бутовка" в Авдеевке, где погибли четыре бойца из батальона Арслана.  

Ветеран АТО Арслан Мисиратов. Фото: Э. Солдатова

После года в АТО Арслан Мисиратов вернулся к мирной жизни в Киеве, где стал руководителем организации "Крымскотатарская сотня". Он пробовал вернуться к дизайну, однако, по его словам, Украина очень сильно отстает от мировых трендов. "Я хочу сделать как лучше, а меня просят сделать подешевле и как у соседа. Я не смог работать в таких условиях", — объясняет ветеран.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как ветеран построил бизнес на деревянных игрушках

Поработав несколько месяцев в охране, Арслан задумался о собственном бизнесе. "По возвращении в Киев, я много готовил дома — янтыхи, чебуреки, самсу, плов. Меня этому бабушка в Крыму научила. Поэтому вместе с женой решили, что будем открывать собственное дело", — рассказывает он.

Название для своего бизнеса у Арслана родилось сразу — "Хайтарма", что в переводе с крымско-татарского означает "возвращение".

"Очень бы хотелось верить, что таким названием я только приближаю момент, когда Крым снова станет украинским", — признался Арслан.

Деньги на открытие бизнеса ветерану одолжил друг — $5 тыс. Самым дорогим оказалось оборудование для кухни. На него ушло 60% этой суммы. На тестомес и тестораскатку ушло около $2 тыс, еще $1 ушло на другое оборудование для кухни (плита, сковородка, умывальник). Остальные деньги были потрачены на ремонт и рекламу.

"Мне очень сильно помогло то, что я ветеран АТО. Мебель и рекламные материалы мне мои друзья-волонтеры сделали почти бесплатно, я оплатил только материалы", — рассказывает он.

Путь от идеи до начала работы заведения занял у Арслана четыре месяца. При этом труднее всего было найти место под заведение. "Вместе и моим партнером Иваном мы объездили почти весь Киев в поисках помещения. Сначала рассматривал помещение  возле станции метро "Арсенальная", но там не было места для кухни, две недели вели переговоры по поводу места возле метро "Житомирская", искали на "Минской", "Оболони", но в результате остановились на "Нивках", — вспоминает ветеран.

Рост и продвижение бизнеса

Свои первые чебуреки в заведении на Нивках Арслан начал выпекать в октябре 2017 года. На старте он со своим партнером Иваном работали в ресторане вдвоем без выходных. "Первые месяцы мы работали с убытком 8-10 тыс. грн в месяц, только к Новому году нам удалось выйти в ноль. Лишь в начале 2018 года мы стали работать в плюс и даже смогли расширить производство", — отмечает татарин.

Сейчас в "Хайтарме", кроме Арслана и Ивана, работают еще три человека. Сам Арслан чебуреки уже не делает, а занимается административной работой, а также закупкой продуктов для бизнеса.

"Я научил ребят печь чебуреки и янтыхи. Теперь они работают сменами по двое. Но если кто-то заболел и не может выйти на работу, то я становлюсь у плиты", — улыбается Арслан.

Как рассказывает ветеран, самое популярное блюдо у него чебуреки (в переводе с татарского означает "сырой пирожок") — за день в "Хайтарме" делают в среднем 150 чебуреков с мясом и сыром. Также большой популярностью пользуется плов и самса (пирожки из слоеного теста с начинкой). Кроме самсы и чебуреков, в "Хайтарме" также продают и янтыхи (пирожки внешне очень похожие на чебуреки, но жарятся они на сковороде без масла).

Цены на чебуреки и янтыхи в "Хайтарме" начинаются от 24 грн за пирожок с мясом, с сыром сулугуни стоят чуть дороже — 27 грн, самса — 30 грн, чашечка кофе, приготовленного на песке, — 15 грн.

Как рассказывает ветеран, все продукты он закупает лично и пристально следит за их качеством. "Я очень внимательно подхожу к выбору поставщиков. Для меня важно, чтобы у них были все разрешения и сертификаты. Мясо для чебуреков, а это телятина и баранина, заказываю под Гостомелем. Они мне привозят мясо и справку от ветеринара, что все чисто. Мука и сыр тоже имеют все необходимые документы", — отмечает Арслан.

Янтых. Фото: Э. Солдатова

Кроме того, все чебуреки в "Хайтарме" жарят на фритюрном масле, которое меняют каждый день. "Сначала я жарил на подсолнечном, но оно не выдерживает температуру 300 градусов. Чебурек на таком масле вызывал изжогу, а мне было тяжело находиться в помещении из-за запаха масла. Поэтому почти сразу заменил его на фритюрное", — признается ветеран.

За девять месяцев деятельности "Хайтармы" у Арслана появились и постоянные клиенты. 50% из них пришли по рекомендациям знакомых, 30% нашли "Хайтарму" в Facebook, остальные 20% пришли к ветерану случайно, но стали его постоянными клиентами.

"Среди них есть один ветеран, который на "Минской" живет. Он каждую неделю приезжает ко мне с женой. Каждый раз берет 8 чебуреков, 4 ест здесь, остальные забирает с собой", — улыбается Арслан.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Из строителей в ювелиры: как ветеран построил бизнес на украшениях

Что дальше

Как признается ветеран, планов у него очень много, но все они сводятся к открытию собственного большого ресторана.

"Я уже готовлю бизнес-план ресторана, планирую подавать его на грант. Могу сказать, что в плане кухни это будет крымско-татарский ресторан совсем другого формата, чем то, что есть сейчас", — говорит Арслан, однако раскрывать свои секреты пока не спешит.

Что же касается планов на ближайший год, то в 2018 году ветеран планирует открыть еще три небольших заведения крымско-татарской кухни.

"Один из них я бы хотел, чтобы был на станции метро "Житомирская",  другой — где-то на Левом берегу, например, на "Дарнице", кроме того, я все еще не отказался от идеи открыть "Хайтарму" возле метро "Арсенальная", — делится планами Арслан.

"Хайтарма" возле метро "Нивки". Фото: Э. Солдатова

В планах на ближайшее время также расширить меню и делать чебуреки с ягодами. "Это может быть клубника, малина, черника и другие ягоды. Планирую и дальше продолжать кулинарные эксперименты с крымско-татарской кухней", — резюмирует ветеран.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram