МВА за 90 дней: Какие поставить цели

Газета «ДЕЛО» представляет уникальный проект, подготовленный совместно с бизнес-школой «МИМ-Киев». В течение трех месяцев каждую среду на страницах нашего издания будут печататься материалы курса по корпоративному менеджменту

О проекте

У наших читателей будет возможность заочно пройти курс профессора бизнес-школы «МИМ-Киев» Сергея Теплова. В центре внимания ключевой вопрос: как правильно и эффективно управлять организацией. Причем организацией в широком смысле этого слова — группой компаний, предприятием, подразделением, департаментом и т.д. Вместе с профессором Сергеем Тепловым наши читатели смогут получить дополнительные знания и навыки. К примеру, как повысить эффективность работы менеджмента или как правильно подобрать персонал, чему и как его обучить.

Кому будет полезен этот заочный мастер-класс? Многим, если не всем нашим читателям. Мы ориентируемся на тех менеджеров, которые не хотят стоять на месте, которые стремятся постоянно развиваться, быть эффективными управленцами.

Какие поставить цели


Мне несколько раз приходилось быть участником деятельности, запускаемой на ценностном уровне постановки целей. Так, команде менеджеров корпорации «Агро-Союз» была поставлена задача организовать и провести всемирный форум специалистов в перспективной отрасли сельского хозяйства. Представьте, форум нужно провести в небольшом селе, в крайне сжатые сроки, построив при этом необходимые сооружения, собрав участников со всего мира, не имея команды специалистов по проведению таких мероприятий. Первое ощущение — шок, отрицание, протест, мысль «Это невозможно, нереально…». Затем включается механизм поиска вариантов, проработки сценариев, поиска ресурсов. Все получилось. Провести второй форум уже было значительно легче, а затем все превратилось в привычную деятельность, которая выполняется небольшой группой по наработанной методике. То есть после достижения «нереальной цели» появляется умение достигать ее привычным образом, «нереальность» становится реальностью, планка стандартов, представление о возможном поднимается выше.

Есть три уровня постановки целей: пассивный, конкурентный, ценностный.

При пассивной постановке целей организация ориентирована на поддержание себя в сегодняшнем состоянии, борется за выживание. Обычно все сводится к сохранению или увеличению прибыли. Конкурентная постановка целей — какие цели нужно поставить и достигнуть, чтобы обойти конкурентов. На пассивном и конкурентном уровнях цели ставятся от существующих возможностей и ресурсов.

Ценностный уровень постановки целей встречается крайне редко. Для этого необходимо, чтобы собственники бизнеса (либо топ-менеджеры) не боялись ставить те цели, которые позволяют реализовать их глубинные устремления. Тут речь не идет о формулировке: «хочу увеличения прибыли». Ценностные цели зачастую нуждаются в крайне нестандартных решениях.

При формировании целей необходимо:


Учитывать интересы разных групп

Любая серьезная цель, возникающая в организации, должна учесть интересы целого ряда заинтересованных сторон — рынка (клиентов), персонала, менеджмента и собственников бизнеса. Этот список можно детализировать в зависимости от специфики организации.

Хорошо поставленный набор целей призван сбалансировать все интересы, поскольку любая деятельность требует объединения усилий, а не борьбы между группами.


Сбалансировать систему показателей

Существуют такие направления для целеполагания: финансы, процессы, клиенты, персонал. Такой набор направлений позволяет рассматривать организацию не только с финансовой точки зрения, что сейчас преобладает в украинском бизнесе. Финрезультаты важны, но это как панель приборов самолета, которая показывает высоту, скорость. За штурвалом — пилот, который смотрит на приборы и принимает управленческие решения.


Структурировать деятельность

Организация — это совокупность различных бизнес-процессов, ведущих к созданию продукта. При постановке целей необходимо четко понимать, к какой группе бизнес-процессов они относятся. Процессы делятся на основные, обеспечивающие, управления, развития. К сожалению, часто неоправданно много внимания при постановке целей уделяют обеспечивающим процессам, тогда как основное внимание должно быть уделено основным бизнес-процессам.


Опасность подмены первичной цели

На первом этапе нужно сформулировать основные цели бизнеса, которые затем разложить на более простые. В итоге необходимо получить конкретные понятные цели для реальных исполнителей. Это не всегда просто, ведь существует опасность подмены первичной цели на такую, которую удобно достигать.

Примеры: Цели компаний

Основные цели «МТС Украина»


• Основная цель любого бизнеса — это получение прибыли

• Качественная абонентская база, которая

в состоянии обеспечивать эту прибыль

• Развитие инновационных услуг, в том числе услуг широкополосного интернет-доступа

• Лучший клиентский опыт на рынке

• Высокая эффективность всех бизнес-процессов компании

Цели «Астелит» (TM life:)) на 2009 год:


• Быть лидером рынка по количеству новых подключений

• Быть лидером рынка по росту дохода (в грн.)

• Нарастить рыночную долю в денежном выражении и по количеству абонентов

• Нарастить позиции в корпоративном сегменте

• Минимизировать эффект финансового кризиса

Почему компании нужны цели


«Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть», — сказал Мишель Эйкем де Монтень, французский писатель и философ эпохи Возрождения.

Эффективное управление организацией предполагает, что главные усилия будут прилагаться в двух направлениях. Первое — решение возникающих проблем, второе — постоянное улучшение организации, повышение ее управляемости, рациональности. Первое направление требует особого таланта менеджеров, так как предполагает способность принимать неординарные решения, эффективные для конкретной ситуации. Второе направление, по сути, имеет своей целью уменьшить потребность в первом. Серия разделов курса «Организация как объект управления» коснется некоторых рекомендаций для улучшения организации.

К консультантам обычно обращаются в том случае, когда в компании что-то происходит не так. Поводом для обращения служит какой-то конкретный вопрос. Клиент ждет быстрого и понятного ответа — как «вылечить больное место». Временами такой ответ, действительно, можно дать сразу. Делается это на основе опыта решения аналогичных проблем в других компаниях. Соблазн присутствует почти всегда. Беда в том, что быстрый ответ может привести к «лечению симптомов». Немного попустило, клиент доволен, консультанту тоже приятно, ведь он сразу нашел нужный обезболивающий рецепт. Однако причина может остаться и проявиться опять.

Чтобы лечить болезнь (организационную), а не симптомы, нужно детально разбираться с причинами, которые порождают эту болезнь. Одно и то же внешнее проявление проблемы может иметь разные причины для различных компаний.

Идеальных решений в бизнесе не бывает, бывают оптимальные. Оптимизация же невозможна без понимания, что компания хочет достичь сегодня, завтра, через месяц, через год… В зависимости от этого и приходится «лечить» — оптимизировать различные стороны ее деятельности. Если же непонятна конструктивная цель, то неясно — как можно ее достичь, что будет критерием оптимизации. «Не знаешь гавани, не будет тебе нужного ветра…» Давайте поговорим о формировании целей в организации.