- Категория
- Общество
- Дата публикации
Профессор Сергей Теплов: какие лидеры нужны сегодня
В периоды стабильной деятельности организации, когда процессы понятны, а целью является максимально эффективная работа, востребованы менеджеры.
Лидеры в такие периоды только «мешают» спокойно и продуктивно работать. В моменты изменений, когда организация нуждается в формировании новой «картины мира», в постановке смелых целей, возникает потребность в лидерах, способных нарисовать такую картину и поставить «запредельные» цели.
Конкуренция между менеджерским подходом и лидерством как раз и дает организации толчки к развитию. Продуктивные руководители могут ситуационно применять и менеджерские подходы, и лидерские. Однако важно понимать, что у любого человека есть предрасположенность к тому или иному стилю управления.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaСПРАВКА
Лидерство
Система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия. Поведение руководителя, побуждающее подчиненных мобилизовывать свои силы и способности ради достижения поставленной задачи
Менеджмент
Поведение управленца, главной задачей которого является выработка максимально эффективных способов достижения целей, которые перед ним стоят
Стили лидера
Стиль лидера |
Характеристики лидера |
Результат |
Возможные проблемы |
Доминирующий (власть) |
Сосредоточен на получении результата Требует от своих подчиненных четкого повиновения Односторонний стиль коммуникаций Склонен к жесткому обращению |
Немедленные действия сотрудников. Есть моменты, когда это самый эффективный метод руководства. Например, в ситуации кризиса |
Вызывает неприязнь у своих подчиненных, в компании возникает атмосфера страха. В таких коллективах обычно большая текучесть кадров, поскольку людям тяжело находиться в постоянном состоянии стресса |
Дискутирующий (логика) |
Создает единое понимание цели Такой лидер открыт для переговоров Ищет успеха для организации, для своих последователей и для самого себя |
Если лидеру удается достичь взаимопонимания с сотрудниками, возникает общая цель, в которой каждый видит свой интерес. Это очень мотивирует людей |
Если логика рассуждений лидера не совсем точна или люди слабо воспринимают логические доводы, возможно несовпадение возникших у сотрудников целей с целями организации и лидера |
Убеждающий (эмоции) |
Способен мотивировать сотрудников Убеждающий лидер пользуется силой своих слов, харизмой, чтобы склонить людей на свою сторону |
Под влиянием сильных эмоций лидеру удается побудить людей к действиям, которые невозможно четко логически обосновать. Он создает у сотрудников настрой победителей |
Если уровень мотивации недостаточно высок, этот подход не срабатывает. Постоянно требуется энергетическая и эмоциональная подпитка |
Подающий пример (присоединение) |
Создает образ порядка для последователей. Личный пример всегда производит сильное впечатление |
Преданность и привязанность к системе действий. Положительный пример побуждает к положительным поступкам. Те, кто присоединяются к нам, всегда более преданы, чем те, кто просто следуют за нами |
Если лидер, подающий пример, сам потерпел неудачу, это очень сильно влияет на его последователей. Получается, что копируемый поведенческий стереотип оказывается неэффективным |
Вдохновляющий (мудрость) |
Развивает взаимоотношения со своими людьми Делится с ними своими положительными представлениями Мотивирует их, с тем чтобы они верили в осуществление общих целей Создает все условия для успешной работы |
Чрезвычайный успех в деятельности. Такой лидер учит своих людей брать на себя ответственность и власть, после чего наделяет их влиянием. Люди вокруг такого лидера – непосредственные участники успеха |
Создание такими лидерами чудо-команды требует довольно длительного времени. Команда при этом может стать единым организмом. Может возникать взаимная зависимость друг от друга и желание быть все время в одной команде |