Украинское машиностроение за 20 лет независимости

Аналитик компании Dragon Capital Таисия Шепетко по просьбе «Дела» рассказала, какой путь прошла машиностроительная отрасль за 20 лет независимости Украины

За годы независимости машиностроительная отрасль претерпела множество изменений. В 1990 году машиностроительный комплекс был одним из самых развитых секторов экономики УССР: в отрасли было занято более 40% всего промышленно-производственного потенциала республики, а производимая ею продукция занимала 31% в структуре промышленного производства УССР. Украина была одним из основных производителей энергетического и металлургического оборудования, приборостроения, сельскохозяйственных машин и железнодорожных вагонов СССР, а в некоторых подсекторах отрасли (как производство всевозможных видов комбайнов, роторных экскаваторов) была практически монопольным производителем.

Вследствие экономического кризиса 90-х годов, повлекшего за собой коренные изменения структуры экономики и ориентации спроса в целом, доля машиностроительной отрасли в структуре промышленного производства страны сократилась более чем вдвое, составив в 2010 году всего лишь 12%. За прошедшие 20 лет количество занятых в секторе уменьшилось практически вчетверо, составив около 600 тыс. человек в 2010 году. Не всем отраслям удалось сохранить конкурентоспособность своей продукции и позиции на рынке. Украина практически утратила производства в наиболее наукоемких и высокотехнологичных секторах машиностроения, находившихся в зародышевом состоянии на момент развала СССР, таких как производство вычислительной техники, средств автоматизации, роботов и т.п. Также, к сожалению, утратили свои позиции приборостроение, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, уступив рынок зарубежным аналогам.

Тем не менее на протяжении 2003-2010 гг. машиностроение уверенно набирало обороты: в 2010 году производство сектора превысило объемы 2000 года в 2,5 раза, и это несмотря на неутешительные результаты 2009 года, когда вследствие кризиса объемы производства обвалились на 45%. Рост сектора был обеспечен в основном ростом транспортного и энергетического машиностроения: Украине удалось сохранить свои лидирующие позиции на региональном рынке в секторе железнодорожного транспорта, энергетического машиностроения (производство турбин и трансформаторов, продукции для нефтегазового сектора), производства авиационных двигателей. Сегодня машиностроительный сектор – третий по величине экспортируемой продукции (18% от общего объема экспорта) после горно-металлургического комплекса и сельского хозяйства. Основные потребители продукции, традиционно предприятия России и других стран СНГ, однако наша продукция пользуется спросом и в азиатских и среднеазиатских странах (особенно это касается энергетического и авиационного подсекторов).

Одной из главных проблем отрасли остается изношенность основных фондов, по некоторым данным, она составляет более 70%. Действительно, на многих заводах оборудование устарело не только физически, но и морально, автоматизация производства остается на низком уровне, что обусловлено сравнительной дешевизной рабочей силы.

В целом машиностроительная отрасль Украины имеет неплохой потенциал роста, для развития которого, однако, необходима государственная поддержка, прежде всего для преодоления технического/технологического отставания отрасли, роста инновационных проектов, увеличения высокотехнологичных производств. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: так, в 2010 году был принят новый налоговый кодекс, предполагающий налоговые льготы таким капиталоемким производствам, как авиастроение и судостроение. Также в 2010 году Минпромполитики инициировало разработку концепции развития машиностроительного сектора на 2012-2017 гг. в целях увеличить долю отрасли в ВВП страны до 30% к 2017 году (к уровню 1990-го). С оглядкой на вышесказанное, перед ведомством стоит нелегкая задача разработать программу обновления основных фондов отрасли (речь идет о выделении госфинансирования в сумме около 1 млрд. грн.). В результате реализации программы ведомство ожидает создания новых рабочих мест в отрасли, увеличения производительности труда и, как следствие, увеличения отчислений в бюджет.