За 20 лет независимости Украины количество туристических компаний выросло в 4 тысячи раз

В начале 90-х туризм строился с нуля. В то время существовали исключительно государственные туристические структуры. Свои первые поездки украинцы совершали далеко не с познавательной или культурной целью - ехали просто на шоппинг

20 лет назад туристического рынка Украины не было, а еще 10 лет назад он создавался спонтанно. В далеких 90-х анкеты для туристов печатали на машинке, потом передавали поездом в консульство в Москву. Бывало и такое, что курьеры путали конверты, и паспорта туристов искали по всему Киеву (хорошо, фирм было мало). В то время не у всех была возможность путешествовать, ведь путевки выделяли и оплачивали профсоюзы. А уже первые турфирмы дали возможность всем желающим купить тур и осуществить свою мечту.

И если в 90-х на туристическом рынке присутствовало только две государственные  структуры: БММТ «Спутник» и  «Интурист», где работали опытные специалисты, в основном в возрасте после 40 лет, то сейчас в Украине действует 8,5 тысячи туристических компаний. В 90-х годах турфирмы не вели учет туристов, да и количество клиентов тогда можно было пересчитать по пальцам. Сегодня же каждая туристическая контора продает в 40 раз больше туров.

В 1991 году начали образовываться первые коммерческие туристические фирмы, бизнес их строился исключительно на опыте работы в советских туристических организациях. Рынок развивался хаотично, не было планирования, не проводились мероприятия по изучению спроса населения. Предложения, исходящие от турфирм, были очень просты и в большинстве случаев абсолютно одинаковы – например, тур в Испанию в разных турфирмах предполагал отдых на одном и том же побережье, и зачастую в одном и том же отеле. Важно было совместить отдых, 2-3 экскурсии и главное  - шоппинг.

«Побывать за границей украинцы смогли в 92-93-х годах, когда на рынке появились первые негосударственные туроператоры. Но поскольку информированность населения о возможностях отдыха за рубежом оставляла желать лучшего (не было Интернета, люди боялись ехать в другую страну, пугал языковой барьер), то предлагались туры только в близлежащие страны – Болгарию, Турцию», - рассказывает заместитель директора по коммерции туроператора «Пан Укрейн» Владимир Шевченко.

Турция за 200 долларов

На тот момент в Турции отсутствовал аll inclusive и питание предоставлялось по системе завтрак+обед, или завтрак+ужин. «Грузились» в основном трех- и четырехзвездочные отели – туристы первых лет независимой Украины не были избалованы заграничным отдыхом. Туры в Турцию стоили около 200 долларов, а сервис и обслуживание уже тогда были на хорошем уровне», - продолжает заместитель директора по туризму туроператора «Пан Укрейн» Ольга Юденко.

Как и любая отрасль, туристический рынок Украины имел свои стадии развития. В Украине он начал развиваться от шоппингового туризма (мешок гвоздей и ложек в Польшу, чемодан льняных простыней в Италию), до познавательного экскурсионного, где люди по-настоящему знакомились со страной, ее обычаями, историей и культурой. «Первыми были автобусные туры, которые организовывались под интересы туристов. Позже появились авиамаршруты, например, 70% рейсов авиакомпании "МАУ" в то время осуществлялись под туры туристических фирм», - говорит коммерческий директор туркомпании «САМ» Елена Бухно. Такие понятия, как массовый туризм и индивидуальный туризм, 20 лет назад просто отсутствовали. Были четкие групповые поездки. Индивидуальные туры появились только в 1996-1997 годах.

«В конце 90-х годов появился вид туризма, который серьезно подорвал имидж Украины, так называемый ONE WAY (тур в один конец). Т.е. путешественники уезжали в другую страну и оставались там», - говорит директор компании "Артекс' 94" Олег Пикерский.

Крым славится своими пансионатами

Удивительно, но украинский туристический рынок Крыма начал развиваться позже заграничного. Интерес к организации отдыха в Крыму появился только в 1997 году - именно тогда и начали уже разваливаться профсоюзы. Так что отдых дикарем в Крыму был, возможно, единственным доступным способом провести свой досуг. Что касается отдыха за границей сейчас в сравнении с отдыхом в том же Крыму, то во многих случаях сервис в Крыму остался на уровне 90-х, в то время как цены вполне современные и часто необоснованные. Возможно, это одна из причин, почему украинцы выбирают отдых за границей. 

Крым отличается от заграничных туров не только сервисом, но и возможностью отдохнуть в пансионатах. «Пансионаты и санатории – понятия, присущие только советскому и постсоветскому пространству. Они существовали всегда. Первые пансионаты появились при советской власти как дома отдыха для трудящихся. В то же время украинцы, из-за отсутствия альтернативы, стали активно в них отдыхать, чаще всего по профсоюзным путевкам. А на отдых за рубежом переориентировались, когда он стал возможен, когда выезд в Европу стал более простым», - объясняет Бухно. 

Например, ни в Турции, ни в Болгарии, ни в Греции пансионатов и санаториев нет. На всей территории постсоветского пространства, где есть курорты, сейчас строятся и открываются мини-гостиницы (большие гостиницы не строятся). Из новых можно назвать: Respect Hall, Аквамарин, Пальмира Палас, Аквапарк, Риксос Прикарпатье и др.

«Одновременно с Турцией мы продавали в те времена и Украину, в частности Крым, цены которого хорошо помним – 5 гривен в сутки», - говорит Юденко. Сейчас путевка туда стоит порядка тысячи долларов. Цены в 2011 году остались практически на прошлогоднем уровне. В некоторых местах можно наблюдать подорожание в диапазоне 5-10%. А преимуществами Крыма для украинцев все равно остаются достаточно близкое расстояние переезда/перелета, а также отсутствие языкового барьера, что является в ряде случаев существенным препятствием для отдыха за рубежом. К тому же Крым обладает высоким уровнем пластичности относительно ценовых предложений.

Во все времена критерии отбора туристических путевок были одинаковые – это цена, качество и надежность. Можно говорить разве что о разных предпочтениях в выборе. Раньше в первую очередь был интерес к достопримечательностям – новая страна, новые впечатления. Сейчас – 50% чистый отдых и 50% познавательный интерес. Турист стал опытным, переборчивым, и в большинстве случаев он точно знает, что хочет. А ведь еще 15 лет назад наш гражданин был готов выехать в любую «заграницу», т.к.  все было в новинку и начинать осваивать зарубежье можно было с любой страны. 

Украинская гривня сыграла на руку туризму

Начиная с 1999 года, с введением гривни, и до 2008 года (начало кризиса) рынок туризма рос, набирал силу, становился все более профессиональным и высококвалифицированным, о чем говорит  и то, что в 2004-2005 годах на туристическом рынке Украины появились иностранные системные компании-мастера массового туризма. 

«Раньше рынок давил на туризм «снизу», заставлял расти как в политическом, так и в качественном отношении. Кризис 2008 -2009 годов стал рубиконом. Теперь уже рынок стал давить на компании «сверху», и только наиболее профессиональные, использующие новые технологии туристические фирмы выживут, несмотря на их обилие на рынке», - уверен Олег Пикерский.  

Кризис как никакое другое экономическое явление способствовал упорядочению хаотично развивавшегося до недавних пор туристического рынка Украины. Прежде всего это коснулось сегмента розничных продаж туристических пакетов, где с недавних пор наблюдается процесс переориентации на сетевые каналы сбыта. По сути, на рынке наблюдается процесс, который уже давно прошли ведущие европейские страны, например, Великобритания, Германия, Франция, Голландия и др., где на данный момент существует олигополия нескольких туроператоров, которые консолидируют 60-80% рынка и реализуют турпродукты в основном через розничные сети, объединенные под единым брендом.

Если говорить о динамике развития, то туристический рынок в Украине сейчас занимает лидирующие место среди постсоветских стран. Сегодня туризм считается одним из перспективных направлений социально-экономического развития страны, регионов, городов. Как уже известно, доля туризма составляет около 10% мирового валового национального продукта, 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. От функционирования туризма непосредственно зависит жизнедеятельность более 40 отраслей экономики Украины и около 10-15% ее населения.

Туризм стал одной из ключевых отраслей украинской экономики, которая приносит прибыль - примерно 15 миллиардов гривен ежегодно. В туристической отрасли занято около 8% населения Украины.