5 ошибок законопроекта "О регулировании криптовалют в Украине"

Законопроект № 7183 "О легализации криптовалют" содержит рекордное количество ошибок, неточностей и противоречий, в связи с чем был подвергнут жесткой критике со стороны экспертов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

6 октября 2017 г. на рассмотрение Верховной Рады Украины внесен законопроект № 7183 "О легализации криптовалют". Авторами проекта стали трое народных депутатов из фракции "Народный фронт" Ирина Ефремова, Ирина Войцеховская и Игорь Котвицкий, а также депутат от "БПП" Иван Рыбак.

Представители IT-индустрии не принимали участие в разработке законопроекта, что сказывается на качестве документа. Проект № 7183 содержит рекордное количество ошибок, неточностей и противоречий, в связи с чем был подвергнут жесткой критике со стороны экспертов.

Определение криптовалют

Первое, что вызывает удивление — это определение криптовалюты.

В статье 1 законопроекта указано, что криптовалюта — это программный код (набор символов, цифр и букв), являющийся объектом права собственности, выступающий средством мены, сведения о котором вносятся и хранятся в системе блокчейн в виде данных (программного кода).

Если убрать из этого предложения все причастные обороты, то получится, что криптовалюта это программный код, существующий в виде программного кода. Очевидно, что смысловая нагрузка такого определения минимальна.

Кроме того, определение криптовалюты как компьютерной программы сужает суть виртуальных активов. К слову, MS Excel это тоже программа, работающая с электронными данными, однако, это не приравнивает ее к цифровой валюте.

Система блокчейн?

Авторы законопроекта указали, что "система блокчейн — децентрализованный публичный реестр", что противоречит законам логики, поскольку прилагательные "системный" и "децентрализованный" являются антонимами.

Кроме того, буквальный перевод термина "блокчейн" (англ. block chain: block — блок, chain — цепочка) говорит о том, что это не иерархическая система, а последовательная цепь. Информация, хранящаяся в блокчейне, существует как общая и постоянно сверяемая база данных. Не существует централизованной версии этой информации. Копии хранятся на миллионах компьютеров одновременно, и ее данные доступны для всех желающих в интернете.

Криптовалютный "кошик"

Спешка, а также "трудности перевода" привели к тому, что в последней редакции законопроекта "криптовалютный кошелек" был почему-то назван "корзинкой". Странно, почему авторы документа отмели варианты "криптовалютное ведро" или "бидончик".

Если пользуешься — значит майнер

В законопроекте понятия "пользователь системы блокчейн" и "майнер" имеют идентичное толкование. Согласно определениям оба используют систему блокчейн, поддерживают ее работу и совершают транзакции. Единственное отличие в том, что майнер получает вознаграждение за свои труды, а пользователь, по мнению депутатов, делает это бескорыстно.

Видимо, авторы законопроекта не вполне понимают значение слова "майнинг".

В проекте указано, что майнер "обеспечивает трудоспособность и безопасность системы блокчейн", но это не совсем так. Майнинг — это не техподдержка. Это, прежде всего, добыча криптовалюты. Простыми словами, это деятельность по созданию блоков транзакций с возможностью получения вознаграждения в форме единиц криптовалюты. Чтобы майнить, нужно решать разные математические задачи и обладать вычислительными ресурсами. Поэтому понятия "пользователь" и "майнер" нельзя отождествлять.

Контроль транзакций

В законопроекте указано, что криптовалютная биржа обязана мониторить все транзакции, обеспечивать идентификацию и персонификацию субъектов криптовалютных операций в порядке, установленном НБУ.

Эта норма также далека от реальности.

На сегодняшний день криптовалютная индустрия функционирует по всему миру, без участия какого-либо контролирующего органа или центрального банка. Транзакции и эмиссия осуществляются коллективно участниками сети, что позволяет проводить любые операции анонимно, без идентификации пользователя.

Среди прочих сюрпризов законопроекта: расширение полномочий НБУ, который теперь сможет регулировать не только денежные, но и бартерные правоотношения; "благословение" майнеров на использование арендованного оборудования; торговля ценными бумагами на криптовалютной бирже; обязанность каждого пользователя хранить и оберегать блокчейн.

Подводя итог, можно констатировать, что законопроект № 7183 писали гуманитарии, которые не вполне понимали суть описываемых явлений. Поэтому говорить о регулировании криптовалютного рынка пока преждевременно. Остается надеяться, что следующие попытки легализации будут более удачными.