Что изменится в случае принятия закона об электронных коммуникациях

У народных депутатов все никак не дойдут руки до законопроекта об электронных коммуникациях. Хотя участники рынка и признают, что документ довольно "сырой", но откладывать его принятие не стоит, тем более, что ко второму чтению можно уладить все спорные моменты. По крайней мере, ведущие мобильные операторы готовы поучаствовать в этом

Законопроект "Об электронных коммуникациях"№3549-1, поданный главой комитета Верховной Рады по вопросам информатизации и связи Александром Данченко, планировали проголосовать еще на прошлой сессионной неделе, но до голосования дело так и не дошло.

Напомним, законопроект был разработан еще в конце 2015 года и только в сентябре 2016 года был вынесен на голосование в сессионный зал. У народных депутатов были к документу замечания и законопроект отправили на повторное первое чтение.

Опрошенные эксперты и представители профильных компаний указывают на то, что потребность в данном законе созрела уже давно. Быстрое принятие пакета законопроектов (уже принят закон о доступе к инфраструктуре (№4159), на рассмотрении находятся еще проекты законов об электронных доверительных услугах (№4685), об облачных технологиях (№ 4302)) позволит ввести долгожданные и крайне необходимые реформы в украинской телеком-отрасли, а также приблизит отечественный рынок к европейским практикам. Однако в законопроектах содержится и ряд спорных положений, которые вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Delo.UA спросило компании, работающие на телеком-рынке, чего стоит ожидать в случае принятия законопроекта?

Участники рынка среди "плюсов" выделяют то, что на смену регистрационному принципу начала деятельности на рынке электронных коммуникаций вводится уведомительный, отменяется лицензирование всех видов деятельности в этой сфере, отменяются плановые проверки со стороны регулятора, вводится понятие "виртуальный оператор".

"Все эти новации, безусловно, упростят работу операторов. Но наряду с этим, повышаются требования к ответственности поставщиков услуг электронных коммуникаций. Например, вместо чисто административных — вводятся административно-хозяйственные санкции (штрафы могут быть наложены не только на должностных лиц, но и на предприятие в целом), могут накладываться дополнительные обязательства на операторов с существенным рыночным преимуществом (SMP)", — отмечает Анна Некраха, директор департамента регуляторной политики "Датагруп".

"Симка" только по паспорту

Депутаты предлагают еще больше формализировать отношения между оператором услуг и абонентом. Для этого законопроект предусматривает, что между поставщиком электронных коммуникационных услуг и абонентом должен заключаться договор "в письменной или в любой другой форме" (ст.63). Если заключается договор в неписьменной форме, то поставщик должен обязательно зарегистрировать абонента "с предоставлением персональных данных".

Это означает, что для получения SIM-карты мобильному оператору придется предоставлять паспорт. По сути, сама по себе норма не создает особых хлопот при получении "симки".

Идея предоставления персональных данных при подключении услуги мобильной связи не нова и действует в ряде стран. Как отмечает нардеп Роман Семенуха, в той или иной форме идентификация пользователей требуется в Италии, Испании, Австралии, Франции, Германии, Венгрии, Японии, Норвегии, Словакии и др. Но целый ряд стран, таких как Великобритания, Чехия, Румыния, рассматривали возможность введения регистрации и отказались от нее. Сейчас регистрация, кроме этих трех стран, не является обязательной в Швеции, Финляндии, Исландии, Прибалтике, а также в большинстве штатов США.

Весь вопрос в реализации. Ведь, например, в Беларуси для получения карты местного оператора нужно предъявить не только свой паспорт, но и регистрацию.

В Ассоциации ИТ Украины поддерживают эту идею, так как это особенно актуально в условиях военного конфликта. "Конечно, зарегистрировать миллионы абонентов в сжатые сроки — это и сложно, и затратно, но это необходимый шаг", — отметил вице-президент Ассоциации ИТ Украины по правовым вопросам, СЕО SBT Systems Дмитрий Овчаренко.

В "Киевстаре" уже успели подсчитать, что регистрация абонентов им обойдется в 260 млн грн.

Важно также установить адекватные сроки внедрения регистрации, отмечают в lifecell. Пока же в документе указана дата внедрения этой нормы 30 июня 2017 года. Но вряд ли это удастся реализовать в указанный срок в стране, где 90% абонентов — анонимные.

Всесильный регулятор?

Законопроект также предусматривает усиление роли государственного регулятора на рынке. В частности, госрегулятор сможет контролировать розничные цены мобильных операторов. В ст.16 проекта закона отмечается, что госрегулятор может формировать и реализовывать ценовую и тарифную политики. А в статьях 51 и 66 расписано, на что госрегулятор может устанавливать граничные тарифы.

В оценке этих норм, скорее всего, действует правило "место сидения определяет точку зрения". Например, президент компании "Киевстар" Петр Чернышов отмечает, что право контролировать розничные цены противоречит Соглашению об ассоциации с ЕС.

В lifecell же, наоборот, поддерживают усиление госрегулятора. "Сейчас рынок характеризуется наличием антиконкурентной практики ценообразования доминирующими мобильными операторами, — сетует "оператор №3". — Имеющиеся в НКРСИ полномочия не дают ей возможности исправить эту ситуацию, как это было в странах Европы, где регуляторы имели такие полномочия и привели европейский рынок связи в тот вид, к которому мы все стремимся".

Два крупнейших оператора мобильной связи в Украине имеют рыночную долю более 80%, что приводит к их заинтересованности в сохранении статуса-кво, считают в lifecell.

Как отмечают в "Датагруп", во многих странах от регулирования розницы отказались, считая, что регулировать необходимо только оптовый рынок. "Это проще, так как игроков меньше, а розница регулируется через опт рыночными механизмами, правда эффект в этом случае более растянут во времени", — рассказывает Анна Некраха.